- Сделай что-нибудь! – как водители сами устраивают ДТП
- На что влияет реакция водителя?
- Зачем исследовать скорость реакции водителя?
- 0,101 секунды
- Факторы, ухудшающие время реакции
- А если говорить по громкой связи?
- Угол зрения
- Как возраст влияет на реакцию?
- Как сделать вождение безопаснее?
- Что понимается под временем реакции водителя и сколько секунд составляет среднее время
- Как водитель реагирует на дорожной ситуации
- Этапы процесса реакции
- Среднее значение, время реакции водителя
- Прогнозирование непредвиденных ситуаций
- Транспорт, едущий к нам навстречу по встречной полосе
- Пешеход, пересекающий полосу нашего движения под прямым углом
- Требования
- На знание законов и правил
- Сколько секунд должна быть реакция
- Какие при себе должны быть документы во время вождения
- Прогнозирование опасности и время реакции водителя
- Время реакции водителя
- Потенциальная опасность
- Транспорт, едущий к нам на встречу по встречной полосе
- Пешеход, пересекающий полосу на нашего движения под прямым углом
- Какое среднее время реакции водителя автомобиля?
- Что такое время реакции водителя?
- Среднее время реакции водителя
- Факторы, влияющие на время реакции водителя
- Влияние утомления на реакцию водителя
- Этапы реакции водителя
- Советы водителям
- Как правильно вычислить дистанцию, тормозной и остановочный путь автомобиля: формулы расчета
- Тормозной путь автомобиля
- Время и путь реакции водителя
- Остановочный путь автомобиля
- Дистанция
- Время реакции водителя: что подразумевается, сколько составляет секунд
- Время реакции водителя, определение, от чего зависит
- Правильная посадка водителя за рулём автомобиля
- Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП
Сделай что-нибудь! – как водители сами устраивают ДТП
В спорте фальстартом считается движение не только до стартового сигнала, но и после — должно пройти минимально возможное время реакции. Водителю же никто не запрещает действовать на опережение.
Скорость реакции водителя — это время с момента обнаружения опасности (увидел препятствие на дороге, услышал звуковой сигнал и т.д.) до момента, когда водитель предпримет управляющее действие: отпустит педаль акселератора, перенесет ногу на педаль тормоза, повернет руль.
Материалы по теме
На что влияет реакция водителя?
На безопасность — в первую очередь. По статистике, около 80% аварий происходит по вине водителей. И именно время реакции напрямую влияет на тяжесть последствий аварии.
Об этом рассказал судебный эксперт Ян Унарски в статье «Driver’s reaction time — standards and reality» («Время реакции водителя — стандарты и реальность»).
Он провел в реальных условиях эксперимент по изучению времени реакции водителя с использованием трех различных сигналов. Результаты — в таблице:
Тип сигнала | Время реакции водителя, с |
Простой | 0,7 — 0,85 |
Сложный, ожидаемый | 1 — 1,15 |
Сложный, неожиданный | 1,3 — 1,5 |
Тут нужно пояснить, что в качестве простого сигнала использовалась лампа в поле зрения водителя, которая в определенный момент зажигалась. В качестве сложного — звуковой сигнал.
В случае с ожидаемым сигналом водителей заранее проинформировали, какой это будет сигнал и в какой момент он прозвучит. В последнем случае водители не знали, каким будет сигнал и когда его ждать.
Важно понимать, что они при этом не находились в стрессовой ситуации, то есть их безопасности ничего не угрожало. В аварийной ситуации время реакции было бы больше.
Зачем исследовать скорость реакции водителя?
Время реакции учитывают при анализе ДТП и, в частности, при определении степени виновности водителя. Конечно, этот параметр индивидуальный и зависит от многих факторов: опыт, усталость, стресс и т.д. Поэтому при анализе используют среднее значение, принятое на основе опыта и исследований. Абсолютное большинство водителей укладывается в норматив 2 секунды.
0,101 секунды
Время реакции очень важно для спортсменов, в частности для спринтеров. Оказывается, фальстартом считается, если спортсмен начал движение менее чем через 0,1 секунды после стартового сигнала.
Все потому, что именно 0,1 секунды — самая быстрая зафиксированная реакция человека на стартовый выстрел. Чемпион Олимпиады в Атланте (1996 г.) канадец Бруни Сурен удерживает рекорд по самому быстрому старту в 0,101 секунды.
При этом старт через 0,16 секунды считается в спорте медленным.
Факторы, ухудшающие время реакции
Во время вождения водитель может отвлечься. Скорость реакции при этом растет. Вот типичные причины:
Материалы по теме
- разговор с пассажирами;
- контроль за поведением ребенка/животных в салоне;
- использование мобильного телефона;
- настройка бортовых систем (кондиционер, магнитола, навигация);
- еда или питье во время вождения;
- стресс;
- недомогание или плохое самочувствие;
- алкогольное опьянение.
А если говорить по громкой связи?
В ПДД многих стран, включая Россию, использование телефона запрещено. Правда, «использование», по версии наших правил, подразумевает, что водитель держит телефон в руке. Говорить по громкой связи или с использованием гарнитуры hands free не запрещено. Однако это не значит, что водитель при этом сконцентрирован на управлении автомобилем.
Самый частый фактор, отвлекающий водителя от управления, — разговор по телефону. В среднем он прибавляет 0,43 секунды к реакции на возникшую опасность.
Самый частый фактор, отвлекающий водителя от управления, — разговор по телефону. В среднем он прибавляет 0,43 секунды к реакции на возникшую опасность.
В недавнем исследовании «Drivers reaction time research in the conditions in the real traffic» («Исследование времени реакции водителей в условиях реального движения») польских специалистов приведены любопытные цифры: они сравнили время реакции в различных опасных дорожных ситуациях при разговоре по телефону и без него.
Дорожная ситуация | Среднее время реакции, сек | ||
Без телефона | При разговоре по телефону | Разница, сек | |
Сменился сигнал светофора | 0,80 | 1,13 | +0,33 |
На дорогу упало препятствие | 1,06 | 1,69 | +0,63 |
На дорогу вышел пешеход | 0,85 | 1,14 | +0,29 |
Подрезал другой автомобиль | 1,02 | 1,41 | +0,39 |
Автомобиль впереди резко тормозит | 0,90 | 1,40 | +0,50 |
Исследователи пришли к выводу, что разговор по мобильному увеличивает время реакции в среднем на 0,43 секунды. И речь в данном случае именно о разговоре, когда водитель по-прежнему смотрит на дорогу, а не на экран телефона. В последнем случае, реакции на опасность вообще может не последовать.
А теперь переведем эти 0,43 секунды в метры, которые проедет автомобиль:
- При скорости 60 км/ч — 7,2 м
- При 90 км/ч — 10,8 м
- При 110 км/ч — 13,2 м
Очевидно, что с ростом скорости растет и расстояние, которое проедет автомобиль до момента, когда водитель предпримет какие-либо действия для предотвращения аварии.
Угол зрения
Чем выше скорость, тем меньше у водителя времени для оценки дорожной ситуации. Из-за нехватки времени возникает преждевременное утомление. Аналогично воздействует на водителя и шум (или громкая музыка, к примеру). При этом иначе работает сердечно-сосудистая система: изменяется ритм сокращения сердца, ритм дыхания.
Материалы по теме
А еще имейте в виду, что ширина поля зрения человека составляет порядка 180° в состоянии покоя. При скорости 50 и 100 км/ч она сокращается до 105 и 50° соответственно.
Глаза приспосабливаются к недостаточному освещению не менее чем через пять минут, а к абсолютной темноте — за пятнадцать. Нужно помнить об этом, если собираетесь выйти из хорошо освещенного помещения и сесть за руль ночью.
Ночью легче увидеть контрастные, то есть хорошо освещенные объекты. Поэтому на ночных дорогах при отсутствии встречного транспорта водители переключаются на более эффективный дальний свет. Но чтобы эффект был, фары должны быть чистыми. Если же стекло фары помутнело от времени — не поленитесь отполировать фары.
Ночью легче увидеть контрастные, то есть хорошо освещенные объекты. Поэтому на ночных дорогах при отсутствии встречного транспорта водители переключаются на более эффективный дальний свет. Но чтобы эффект был, фары должны быть чистыми. Если же стекло фары помутнело от времени — не поленитесь отполировать фары.
Как возраст влияет на реакцию?
Еще одно исследование, «Brake Reaction Times and Driver Behavior Analysis» («Время срабатывания тормозов и анализ поведения водителя»), которое опубликовал Хейкки Суммала, психолог Хельсинкского университета, дает однозначный ответ на этот вопрос.
В ходе экспериментов установлено, что пожилые водителей (56+) на 0,3 секунды дольше реагировали на опасность, чем молодые водители (18–30 лет).
Разница невелика — если, конечно, к этим 0,3 секунды не добавить других замедляющих реакцию факторов: тот же разговор по телефону, к примеру.
Как сделать вождение безопаснее?
Прежде всего, исключить замедляющие реакцию факторы.
Во-вторых, соблюдать дистанцию, достаточную для того, чтобы полностью остановить автомобиль в случае опасности, а также боковую, чтобы иметь возможность сманеврировать.
Но главное, помните, что на безопасность движения влияет не столько скорость реакции, сколько способность водителя предвидеть развитие ситуации на дороге. А этот навык приходит именно с опытом (читай, с возрастом).
- 11 секретов опытных водителей, каким не учат в автошколе, — тут.
depositphotos.com
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/925261-skorost-reaktsii-voditelya/
Что понимается под временем реакции водителя и сколько секунд составляет среднее время
Время реакции представляет собой тот момент, когда находившейся за рулём уже заметил изменения на дороге, но предпринять ещё ничего не успел. Можно только представить, что происходит в этот период в голове у водителя, который сейчас медленно осознаёт, что является без 5-ти минут убийцей.
Любые цифры будут сугубо индивидуальны и могут зависеть от множества факторов. Так, на скорость реакции сильно влияют психическое состояние, физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов или неполадки в самом транспорте (ненастроенные тормоза, к примеру).
Факторы, уменьшающие скорость реакции:
- Время суток. Раннее утро (4 — 5 часов утра) действует «усыпляюще», из-за этого повышается количество затрачиваемого времени на раздумье. Сумерки же мешают увидеть опасность заблаговременно.
- Психическая составляющая. Недавняя ссора, затруднения на роботе, грозящее опоздание, если не ускориться. Уставший за предыдущие сутки, переживающий за предстоящие события человек, будет отвлечён немного другим.
- Физическое состояние. Имеются в виду болезнь, принятые несколько часов назад успокоительные, транквилизаторы, а также алкогольное опьянение. Всё это по отдельности или в совокупности, существенно снижает реакцию.
- Нетипичность. Растерянность из-за нестандартной ситуации усугубляет проблему.
- Пол, стаж.
Сюда же можно добавить характер человека и его психотип. Климатические факторы тоже надо учитывать. Лёд, дождь – всё, что ухудшает сцепление шин с дорогой и уменьшает видение, негативно влияет на управление машиной.
Как водитель реагирует на дорожной ситуации
Существует два препятствия, которые человек за рулём должен преодолеть, чтобы отреагировать на «раздражитель»: собственные головной мозг и мышцы.
Так, сигналу нужно время, чтобы преодолеть путь от глаза (если опасность была увидена) к ЦНС (центральной нервной системе). Там сигнал перерабатывается и лишь после этого, идёт к мышцам.
Они, в свою очередь, совершают движение, в результате которого на передвижение ноги с газа на педаль тормоза затрачивается 0,5 секунды, что само по себе много.
Весь путь сигнала занимает доли секунды, однако именно они становятся решающими в стрессовой ситуации. Было подмечено, что неопытные или неуверенные личности быстрее реагировали: они привыкли не полагаться на своё восприятие и при непонятных ситуациях перестраховываться.
При угрозе ДТП эта особенность сыграет им на руку, так как мозг не успеет обработать информацию, как тут же примет решение поступить по привычке – перестраховаться.
Этапы процесса реакции
Всё время реакции условно делится на этапы:
- Оценка обстановки.
- Принятие решения.
- Реагирование.
На первом этапе совершается перенесение информации от сенсора в мозг, и её обработка. Правда, одно дело — обдумать обстановку конструктивно, и, согласно принятому впоследствии решению — делать.
Совсем другое — паника. Возникает она, когда в мозг поступает необычная информация, а он не научен действовать по ситуации.
Большинство из нас редко встречаются с чем-то необычным, поэтому в стрессовых ситуациях «зависают».
Вторым этапом служит принятие решения в согласии с обстановкой. Находящийся за рулём решает, нужно ли ему тормозить, дать ли звуковой сигнал или это напугает пешехода, свернуть с дороги или продолжить движение.
В обычном состоянии у мозга может быть достаточно времени, чтобы принять решение, переоценить обстановку, потом изменить его. В критической ситуации изменить его некогда и когда водитель пытается это сделать, он начинает метаться.
А это тоже занимает время.
Завершающий этап – непосредственно реакция, где находящийся за рулём действует, чтобы предотвратить аварию. Вся психомоторика направлена на ускорение наступления именно завершающего этапа.

Среднее значение, время реакции водителя
Выяснив, что понимается под временем реакции водителя, интересно узнать, какую же цифру принято считать обычной для реакции в критической ситуации. Так, быстрота колеблется от 0,4 до 1,6 секунды.
Не следует считать водителя, у которого показатель ближе к последнему, слишком медленным, так как вышеперечисленные факторы могут снижать скорость принятия решения (ночь, усталость, стресс и т. д.).
Среднестатистический показатель обычного торможения занимает 0,5 секунды. Это и есть время перенесения ноги на педаль тормоза. Однако при маневрировании мозг сосредоточен на управлении, из-за чего снижается скорость действий в неожиданно изменившейся дорожной ситуации.
Прогнозирование непредвиденных ситуаций
Все опасности предупредить не получится: непредвиденные случаи на то и непредвиденные, что предусмотреть их не получится.
Однако есть те, которые возникают наиболее часто, и связаны они с одними и теми же неожиданными «гостями» на дороге:
- машина, выехавшая на встречную полосу;
- пешеход на нерегулируемом перекрёстке, идущий не на свой сигнал светофора, вообще непонятно как здесь оказавшийся;
- животные на дороге, завалившееся дерево – ситуации, где второй переменной является не человек;
- неисправность автомобиля, хотя к изменению дорожной ситуации она мало относится.
Дополнительными факторами могут считаться гололёд, ямы и другие обстоятельства, мешающие предотвратить аварию.
Транспорт, едущий к нам навстречу по встречной полосе
Хоть и принято считать, что среднее время реакции водителя на опасность составляет 0,4 – 1,6 секунды, этот показатель следует принимать несколько условно, когда дело касается движущегося навстречу транспортного средства. Мало того, что с каждой миллисекундой расстояние сокращается, даже если один водитель успеет затормозить, нет уверенности, что второй, не успев среагировать, не снесёт того с дороги.
В подобной ситуации нужно думать о методах, позволяющих сохранить жизнь. Лучшим решением будет уступить дорогу, не думая о том, кто прав, а кто — нет.
Если есть возможность — направить свою машину в кювет, а уж там — тормозить. При этом, никто не исключает, что встречная машина не предпримет подобного манёвра и разминуться не получится.
Автомобиль, едущий по встречной полосе, этим так и опасен.
Пешеход, пересекающий полосу нашего движения под прямым углом
Прямой угол для пешехода – сильно нетипичный. Обычно он двигается по диагонали, что увеличивает траекторию. В особо запущенных случаях, траектория напоминает Броуновское движение молекул, поэтому легче разобрать самый простой случай. Помочь в такой ситуации может только хорошая реакция, заблаговременно тренированная водителем и исправные тормоза.
Из-за того, что действия пешехода предусмотреть невозможно, то следует выделить места с повышенным риском:
- жилые массивы, спальные районы и весь город в целом – за чертой города таких ситуаций меньше;
- школы, детские сады, кинотеатры, где после просмотра фильма люди вообще забывают о наличии опасных машин на дороге;
- спортивные площадки.
В последнем случае может возникнуть банальная ситуация — на дорогу выскочил мяч. Следует ожидать, что за ним скоро появится человек, видящий цель, но не замечающий препятствий.
Требования
Основы в требованиях – это знание и соблюдение Правил. Помимо этого, понадобится еще постоянно отслеживать новшества, какие могут ежегодно вноситься в Правила.
Когда-то, например, не требовалось клеить на машину знак «Начинающий водитель». А теперь этот восклицательный знак необходим для автомобилистов-новичков, чей опыт вождения составляет менее 2-х лет. Об этом говорится в п.8 Положения по допуску машины к применению на дорогах.
Дополнительно Правила могут выдвигать и другие требования к специфической категории участника автомобильного дорожного движения.
Основные стандарты поведения на дорогах для водителей неавтомобильного транспорта раскрыты в Разделе №24 Правил.
Они показывают последовательность действий, порядок, как себя вести, следующим участникам:
- велосипедистам;
- управляющим мопедами, скутерами, мотороллерами;
- погонщикам стадных животных;
- ездокам лошадей, иных животных;
- ведущим повозки гужевого транспорта;
- наездникам саней и прочим похожим.
Каждый из них в общем порядке обязан знак сигнально-знаковую систему ПДД, побеспокоиться о собственной безопасности, и безопасности иных водителей, пассажиров или пешеходов.
Поэтому следует обозначить основные требования к автомобилистам по отношению к их собственному здоровью, осведомленности в правилах, знаках, законах, даже ношению обуви по нормативу.
На знание законов и правил
Требования к водителям по отношению отличного знания Правил и законов в отношении автоправа сводятся к одному – такие знания должны быть:
- 100-процентными для осведомленности в Правилах ДД;
- 95-99-процентными для знаний нововведений и законов.
Последний показатель свидетельствует о том, что некоторые законы необязательно знать всем водителям.
К примеру, автомобилист никогда не будет управлять пассажирским транспортом, поэтому он не отслуживает досконально правила или изменения в законодательстве в этой тематике.
К примеру, необязательно подавать сигналы рукой, когда исправна сигнальная система в машине. Но на всякий случай знать, как правильно это делается, не помешает.
Сколько секунд должна быть реакция
Реакция у всех водителей разная. Иногда хватает 2-х секунд, чтоб вовремя затормозить, после того, как увидел, что из-за поворота выскочила машина. Общая норма должной реакции составляет от 0,5 до 2 секунд.
По статистике, в среднем возможности когнитивно-сенсорные (познавательно-реакционные) возможности автомобилиста сводятся к следующим показателям реагирования на происходящее во внешней среде:
Водитель, ведущий легковую машину, автобус, грузовик, иное, способен: | ||
за 1 секунду | за 1 минуту | за 2 минуты |
• заметить более 10 и более предметов;• сделать 2 или больше наблюдений;• принять от 1-го до 3-х решений. | Выполнить от 30 до 120 движений разного типа.Например:1. Сначала убедиться в безопасности маневра.2. Потом осмотреться по знакам.3. И совершить его. | Совершить одну ошибку или предпринять попытку не допустить ее совершения. |
При этом сложности в окружении могут возникать по статистическим данным в городских условиях, приблизительно, единожды в течение 1-2 часов.
Из этого следует, что водитель рискует попасть по собственной вине в аварийную ситуацию примерно 1 раз в месяц при интенсивном городском движении. А быть участником ДТП он может 1 раз в 6 лет.
Отсюда напрашивается вывод, что если досконально соблюдать все правила, смотреть по ситуации на дороге и не допускать столкновений, то риски столкновений сводятся к минимальным значениям.
Какие при себе должны быть документы во время вождения
Список документов, какие обязан водитель с собой возить постоянно, указывается в пп. 2.1.1 п.2 Правил. Они показываются сотруднику ДПС исключительно по требованию инспектора.
Для службы ДПС перечень состоит из следующих позиций:
- водительские права с открытыми категориями;
- временное удостоверение, дающее право на управление ТС;
- свидетельство о регистрации ТС (СТС);
- свидетельство регистрации прицепа (СОП), если авто с ним;
- разрешение на провоз людей, их багажа, либо грузов;
- путевой лист при грузоперевозках, либо пассажирских рейсах;
- лицензионная карточка на вид деятельности – грузоперевозки, пассажирские перевозки;
- пакет бумаг по грузу;
- Правила провоза и иные бумаг при транспортировке опасных, тяжелых, крупных по габариту грузов;
- удостоверение инвалида.
Надзорной федеральной службе для проверки следует подготавливать такие документы:
- карточку допуска к эксплуатации авто при совершении межгосударственных поездок;
- путевые листы;
- лицензию;
- ТТН (товарно-транспортные накладные), акты приемки-передачи или иные документы на груз;
- разрешения для перемещения опасных, тяжелых, крупных по габаритам грузов.
Помимо предъявления документации к проверке представителю Федеральных надзорных по автотранспорту служб, проверить могут и саму машину.
Особенно это важно для грузоперевозочного автотранспорта – его часто проверяют на тоннажность превышение этой нормы.
Для этого используются специальные весы, установленные на придорожных пунктах контроля. Также проверяют и габариты груженого автомобиля.
Важные нюансы, касающиеся использования документации автомобилистов:
- В водительском удостоверении должна быть открыта категория на тот тип автосредства передвижения, которым водитель управляет.
- Если водитель перемещается на служебной машине, тогда свидетельство о регистрации будет выписано службой ГИБДД на имя организации, на балансе которой состоит автомобиль.
- На мопеды СОР не требуется, равно как и на прицепные устройства к ним (СОП).
- Свидетельство инвалидности считается действующим в пути только при наличии знака, наклеенного на задней части автомобиля, обозначающего – «Инвалид».
Безусловно, из вышеперечисленных документов в любом случае у автомобилистов на руках должны быть только некоторые бумаги. Остальные позиции относятся больше к профессиональной сфере или иной области.
Для сравнения следует также еще рассмотреть списки бумаг нужных и необязательных к наличию при вождении:
Какие документы (кроме профессиональных): | |
Необходимы во всех случаях | Необязательны к провозу при себе |
• права для вождения;• свидетельство регистрационное по машине;• полис обязательного автострахования – ОСАГО. | • ПТС – паспорт транспортного средства;• диагностическая карта – свидетельство о своевременности прохождения техосмотра;• полис добровольного страхования – КАСКО. |
Источник: https://manexpert.club/pro-alkogol/chto-ponimaetsya-pod-vremenem-reaktsii-voditelya-i-skolko-sekund-sostavlyaet-srednee-vremya.html
Прогнозирование опасности и время реакции водителя
Как определяют профессионализм водителя, и чему отдают предпочтения при устройстве на работу? Не за умение выжимать скоростной максимум (эти люди делают себе карьеру на треках), и не за безупречные технические знания (хотя они будут безусловным плюсом).
Безусловным фактором, который определяет профессионализм водителя – это умение прогнозировать возникновения опасных ситуациях, а также максимально малое время реакции водителя на них.
Как ускорить свои рефлексы мы вас научить не сможем, но вот подсказать к чему и почему нужно быть готовым постараемся.
Время реакции водителя
Время реакции водителя – это фактор который предопределяет возможность аварийного столкновения. Этот параметр у каждого уникален, и это естественное явление.
Ввиду нехватки опыта, кто-то может вовремя не распознать надвигающуюся угрозу, а у других время рефлекторного проявления на раздражитель высок ввиду кратковременного ступора.
Однако, имеются официальные статистические показатели, которые в зависимости от скорости движения транспортного средства рассчитывают возможный тормозной путь за определенный промежуток времени. C предложенными значениями советуем ознакомиться на картинке чуть ниже.
Таблица отношений пройденного тормозного пути, до скорости движения, и вариант возможного столкновения с фактором.
Фактор «время реакции водителя» – обозначает временный отрезок, начиная от обнаружения возникшего препятствия впереди (пешеход, другое транспортное средство, яма и т.д.) до начала действия и полной остановки.
Для примера, из предложенной таблицы выше, возьмем следующие данные: автомобиль движется со скоростью в 65 км/час, возникший на переходе пешеход появился от нас на расстоянии 35 метров. Время реакции водителя в такой ситуации будет приблизительно равно 1.5 секундам.
Тормозной путь в таком случае составит 25 метров, что в итоге приведет к столкновению с пешеходом на скорости равной 25-30 км/час.
Представленный выше пример, не является стандартом для каждой из ситуаций.
Опять же повторяем – эти данные учитываются индивидуально, и зависят от опытности водителя, его состояния за рулем, внимательности и готовности, качества дорожного покрытия, технического состояния автомобиля, и многого другого.
Однако, запомнить следует следующее правило: чем выше скорость транспортного средства, тем выше будет тормозной путь, а значит до предотвращения потенциального столкновения вам потребуется как можно меньшее время для реакции и принятия решения (в данном случае о торможении).
Таблица, позволяющая измерить тормозной путь, на который влияют скорость авто и время реакции водителя.
Потенциальная опасность
От скорости реакции и принятия решения зависит не только ваше здоровье, как водителя движущегося транспортного средства, но здоровье и даже жизнь других участников дорожного движения (в том числе велосипедистов и пешеходов).
Такой незначительный интервал как 0,5 – 1 секунды в некоторых случаях является предопределяющими.
А такой, казалось бы, незначительный путь в 20 метров, может быть, как катастрофическим, так и безопасным – учитывать нужно только стартовое время торможения.
Среднее время реакции водителя варьируется от 0,3 секунды, у подготовленных профессионалов с многолетним опытом, до 2 секунд, у новичков и неуверенных в себе водителей.
Некоторые, будучи не готовы к возникновению различных факторов впереди, в состоянии ступора забывают о принятии решения, в связи с чем попадают в катастрофические последствия, и попадая в полную зависимость от возникшей ситуации.
Прогнозирование опасности является важнейшим фактором, который оценивается у современных водителей. Вы можете двигаться по правилам, и следить за транспортным потоком, не превышая при этом установленный скоростной режим.
Но это не является страховкой от неожиданного пробегающего пешехода, или выехавшего на встречную полосу транспорта.
Однако, четкое соблюдение правил, а также предельная концентрация при езде обеспечат вам как можно выгодные условия по преодолению случившейся проблемы.
Изображение, позволяющее оценить весь путь от появление фактора, до места потенциальной остановки.
Транспорт, едущий к нам на встречу по встречной полосе
Особенно опасный случай, так как дистанция до потенциального столкновения увеличивается пропорционально набранной скорости обеих машин.
Признаки такой ситуации лежат на поверхности: транспортное средство находится на нашей полосе, и движется по направлению к нам с выключенными поворотниками (возможно имел место быть выезд из парковки, или жилого квартала).
В подобных ситуациях, обычное торможение может быть не эффективно и по возможности вам необходимо уйти в сторону.
Особенно важно для многих пешеходов понимать, как водителю бывает трудно разглядеть их в ночное время суток.
Пешеход, пересекающий полосу на нашего движения под прямым углом
Четких указаний, которые могут обезопасить вас от возникновения подобной ситуации нет. Подобные случаи могут возникать как в оживленных участках с людьми, так и на загородной местности, где вы вообще не ожидаете их возникновения.
Особенно нужно быть внимательным в ночное время суток, так как большинство пешеходов в местах с пониженной освещенностью совершают пересечение улицы в неприметной одежде и в не положенных местах.
При езде в городских условиях будьте внимательны возле детских учреждений, и моделируйте поведение в зависимости от ситуации, даже если знака «Дети» в этом участке нет.
Источник: https://automotolife.com/services/vremya-reaktsii-voditelya
Какое среднее время реакции водителя автомобиля?
Безопасное движение на дорогах определяется многими факторами: соблюдением правил дорожного движения, взаимоуважением водителей, поведением пешеходов при пересечении дорожных магистралей. Одним из основных условий безаварийного транспортного передвижения является время реакции водителя.
Чаще всего именно скорость при выборе правильного решения предотвращает ДТП на дорогах. Здесь немаловажную роль играет временной промежуток, за который водитель успевает предпринять нужные действия.
Что такое время реакции водителя?
Время реакции водителя — период с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по ее предотвращению.
За этими словами стоит сложный процесс. Изменение дорожной ситуации воспринимается зрением, реже слухом. Сигнал или несколько сигналов поступают в центральную нервную систему, обрабатываются, и формируется ответ в форме ряда действий с рулем и педалью тормоза.
Среднее время реакции водителя
Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.
Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза. Но автомобиль продолжает двигаться.
Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м.
А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.
Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию. От этого зависит безопасность вождения.
Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек. Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.
Факторы, влияющие на время реакции водителя
Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.
Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:
- Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
- Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
- Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
- Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
- Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
- Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
- Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
- Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
- Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
- Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.
Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.
Влияние утомления на реакцию водителя
Человек, любящий езду за рулем, избежит неприятных ситуаций на дорогах, если будет внимательным к своему самочувствию. Болезненное состояние, переутомление снижают восприятие опасности.
Признаки утомления:
- появляется сонливость,
- присутствует вялость,
- притупляется внимание.
Категорически нельзя вести машину, если собственник машины почувствовал утомление. Он может просто заснуть за рулем, а это чаще всего приводит к авариям на дорогах. Правильным в этой ситуации будет поспать минут 30 — 40.
Важно! Чем выше утомляемость автомобилиста, тем больше время его реакции.
Но есть индивидуальные особенности организма: тип высшей нервной деятельности и темперамент. Они влияют на временной отрезок, в течение которого поступил сигнал к водителю.
Например, холерик, который имеет сильный, но неуравновешенный темперамент, быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации на 25 — 30% в отличие от флегматика, отличающегося сильным уравновешенным типом нервной деятельности. Но при выборе решения холерик допускает больше ошибок.
Важно! Эмоциональный настрой влияет на время реакции водителя, увеличиваясь от 0,5 с. до 1 с.
Этапы реакции водителя
Период восприятия сигнала опасности делится на следующие этапы:
- Оценка дорожной ситуации — должен быть адекватный и быстрый анализ, а главное, без паники, потому что от этого этапа зависят дальнейшие действия. Сложность и опасность обстановки увеличивают срок, потраченный на оценку.
- Принятие решения — водитель принимает решение о действиях, помогающих избежать ДТП. Водительский опыт подскажет оптимальный и правильный маневр.
- Реагирование — приводит в исполнение решение, подходящее к данной ситуации.
Советы водителям
- Планируя поездку, нужно свести к минимуму влияние факторов, снижающих концентрацию внимания.
- Если период восприятия опасного сигнала превышает нормативы, надо выбирать безопасную скорость управления автомобилем.
- Стараться не садиться за руль в состоянии эмоционального возбуждения (взволнованность, гнев, раздражение). Это снижает уровень восприятия опасности.
Несколько секунд достаточно, чтобы предотвратить трагедию.
Чем меньше времени будет потрачено, тем больше спасенных жизней.
Нет абсолютно надежных водителей. Даже самый подготовленный человек с крепкой нервной системой способен ошибаться и теряться в непредвиденных ситуациях при вождении автомобиля.
Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Пусть полученная информация помогает водителям совершенствовать свое мастерство.
Загрузка…
Источник: https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/vremya-reaktsii-voditelya-chto-oznachaet-i-ot-kakih-faktorov-zavisit
Как правильно вычислить дистанцию, тормозной и остановочный путь автомобиля: формулы расчета
| База знаний | Советы
В теоретическом экзамене есть вопрос о среднем времени реакции водителя, правильным ответом на который является 1 секунда. Также в билетах ГИБДД имеется вопрос, связанный с безопасной дистанцией. Есть вопросы, касаемые торможения. Но, как говорится, теория – это теория, которая, увы, с практикой, как правило, не имеет ничего общего.
Во-первых, то, что вы учили в билетах, является теорией, основанной на усредненных значениях и различных исследованиях. Фактически же время реакции водителя, остановочный и тормозной путь зависят от многих факторов и не могут быть точно рассчитаны для всех случаев. Тем не менее каждый водитель должен уметь рассчитывать эти параметры хотя бы приблизительно.
Тормозной путь автомобиля
Тормозной путь – это расстояние, которое будет пройдено автомобилем между контактом водителя с педалью тормоза и полной остановкой транспортного средства.
Также стоит понимать различия между «нормальным торможением» и «экстренным торможением». В том числе не нужно забывать, что погодные условия влияют на тормозной путь.
Если на дороге есть снег, тормозной путь, естественно, увеличивается.
Смотрите такжеТормозной путь автомобиля: Все что нужно знать
Вот формула расчета тормозного пути:
(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) = тормозной путь в метрах
Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 50 км/ч по городу и подъезжаете к пешеходному переходу, по которому идут дети.
Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10) = 25 (метров). Таким образом, тормозной путь вашей машины составляет 25 метров.
Поэтому вы должны учитывать длину тормозного пути, чтобы спокойно своевременно начать тормозить и остановиться перед пешеходным переходом.
Имейте в виду, что при экстренном торможении вы обычно нажимаете педаль тормоза полностью. В этом случае, как правило, тормозной путь сокращается вдвое. Вот формула тормозного пути при экстренном торможении:
(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) / 2 = тормозной путь в метрах
Пример расчета: вы едете по городу со скоростью 50 км/ч, и вдруг на дорогу выкатывается мяч, за ним бежит ребенок. Вам нужна экстренная остановка автомобиля. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10)/2 = 12,5 (метров). Тормозной путь вашей машины при экстренном торможении составит 12,5 метра.
Смотрите такжеВот как можно рассчитать тормозной путь: Формула
Время и путь реакции водителя
Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.
Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.
Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность:
(Скорость в км / ч: 10) x 3 = путь реакции в метрах
Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.
Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!
Остановочный путь автомобиля
Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки машины.
Если вы хотите рассчитать остановочный путь автомобиля, вы должны добавить к тормозному пути автомобиля путь, пройденный за время реакции водителя. Вот как это можно сделать:
(Скорость в км / ч: 10) х 3 + (скорость в км / ч: 10) х (скорость в км / ч: 10)
Первое значение в выражении – это путь реакции водителя, пройденный автомобилем, пока водитель реагирует на опасность на дороге. Второе выражение – это формула расчета тормозного пути. Для того чтобы вычислить остановочный путь транспортного средства, необходимо оба результата сложить вместе.
Пример расчета: вы едете на своей машине со скоростью 50 км/ч. Расчет: (50 км/ч : 10) х 3 = 15 метров пути проедет машина при реагировании на опасность на дороге (50 км/ч : 10) x (50 км/ч : 10) = 25 метров составит тормозной путь автомобиля. В итоге, сложив оба значения, получаем, что остановочный путь транспортного средства составит 40 метров.
Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!
Дистанция
- Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
- Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время.
- Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.
—
Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/523061-kak-pravilno-rasschitat-distanciju-tormoznoj-i-ostanovochnyj-put-avtomobilja.html
Время реакции водителя: что подразумевается, сколько составляет секунд
Выскочившие на дорогу олень, кошка, мяч ребёнка или сам ребёнок, создают стрессовую ситуацию для того, кто сидит за рулём автомобиля. Резкий поворот увеличивает шансы на катастрофический исход, в несколько раз.
Вышеописанные ситуации характеризуют моменты, когда водителю понадобится среагировать исключительно быстро. Но мгновенно повернуть машину в сторону он не сможет — существует физиологическое понятие — время реакции водителя.
Кроме того, ещё и у авто есть своя скорость торможения.
Время реакции водителя, определение, от чего зависит
Время реакции представляет собой тот момент, когда находившейся за рулём уже заметил изменения на дороге, но предпринять ещё ничего не успел. Можно только представить, что происходит в этот период в голове у водителя, который сейчас медленно осознаёт, что является без 5-ти минут убийцей.
Любые цифры будут сугубо индивидуальны и могут зависеть от множества факторов. Так, на скорость реакции сильно влияют психическое состояние, физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов или неполадки в самом транспорте (ненастроенные тормоза, к примеру).
Факторы, уменьшающие скорость реакции:
- Время суток. Раннее утро (4 — 5 часов утра) действует «усыпляюще», из-за этого повышается количество затрачиваемого времени на раздумье. Сумерки же мешают увидеть опасность заблаговременно.
- Психическая составляющая. Недавняя ссора, затруднения на роботе, грозящее опоздание, если не ускориться. Уставший за предыдущие сутки, переживающий за предстоящие события человек, будет отвлечён немного другим.
- Физическое состояние. Имеются в виду болезнь, принятые несколько часов назад успокоительные, транквилизаторы, а также алкогольное опьянение. Всё это по отдельности или в совокупности, существенно снижает реакцию.
- Нетипичность. Растерянность из-за нестандартной ситуации усугубляет проблему.
- Пол, стаж.
Сюда же можно добавить характер человека и его психотип. Климатические факторы тоже надо учитывать. Лёд, дождь – всё, что ухудшает сцепление шин с дорогой и уменьшает видение, негативно влияет на управление машиной.
Правильная посадка водителя за рулём автомобиля
Отдельной темой является правильная посадка сидящего за рулём. При неудобной позе время реакции водителя увеличивается, а ведь именно осанку можно изменить заблаговременно и таким образом способствовать предотвращению аварии.
Требования к посадке:
- Подголовник на уровне затылка.
- Спина находится на спинке кресла, а не параллельно ей.
- 75-900 в норме угол наклона сиденья.
- Ноги разогнуты в коленях приблизительно на 1200.
В таком положении водитель быстро сможет переместить ноги с педали на педаль, что спасёт ему жизнь. О том, в каком положении должен находиться пьяный, речь не идёт – в горизонтальном и желательно, подальше от автомобиля.
Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП
Согласно проведённым тестам по времени реакции, эксперты выделяют промежуток, где требуется простое принятие решения и сложное. На простое затрачивается меньше секунд – 0,6 (езда по второстепенной дороге, далеко видимый пешеход). Более сложные – 0,8 секунды (выезд транспортного средства по встречной, пешеход, заметный слишком поздно).
Благодаря данным такой экспертизы, при разбирательстве ДТП в суде будут учитываться не только формальное соответствие действий водителя правилам дорожного движения, но и его способность среагировать за столь короткое время.
Таким образом, будучи пешеходом, следует учитывать, что человек в автомобиле может просто не успеть отреагировать и следить, чтобы быть заметным водителю.
Со стороны же водителя, следует стараться сократить время реакции и не садиться за руль уставшим, раздражённым, вымотанным или нетрезвым. Кроме того, каждому участнику дорожного движения будет на руку, если ни водитель, ни пешеход не будут забывать, что они все являются участниками дорожного движения и обязаны выполнять требования закона.
Источник: https://avtoved.com/pdd/vremya-reaktsii-voditelya