Образец инструкции по охране окружающей среды

Содержание
  1. Инструкции и приказы в области ООС
  2. Организационная документация – инструкции
  3. Распорядительная документация – приказы
  4. Ответственность предприятий за отсутствие приказов и инструкций по ООС
  5. Экологическая документация с ООО «ЭкоЭксперт»
  6. Стоимость и сроки
  7. Структура документации в сфере экологии
  8. Документы по охране атмосферного воздуха
  9. 1. Материалы инвентаризации выбросов вредных веществ
  10. 3. Разрешение на выброс загрязняющих веществ
  11. 4. Журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3
  12. 5. Документы на установки очистки газа (ГОУ и ПГУ)
  13. 6. Статотчетность по форме 2-ТП (воздух)
  14. Документы по охране водных ресурсов
  15. 5. Проект НДС
  16. 6. Отчет 2-ТП (водхоз)
  17. 7. При наличии водоохранных сооружений:
  18. 8. Договор на вывоз сточных вод
  19. Документы в области обращения с отходами производства и потребления
  20. 1. Материалы инвентаризации отходов
  21. 2. Паспорта на отходы 1-4 класса опасности
  22. 3. ПНООЛР
  23. 4. Лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами
  24. 5. Статотчетность по форме 2-ТП (отходы)
  25. 6. Отчетность СМСП
  26. 10. Сведения о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами и др
  27. 1. Программа и отчет ПЭК
  28. Охрана труда
  29. 2. Цели и задачи охраны окружающей среды на предприятии
  30. 3. Ответственность работников в области охраны окружающей среды
  31. 4. Требования экологической безопасности
  32. примерный ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  33. Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды
  34. I. Общие положения
  35. II. Функции
  36. III. Должностные обязанности
  37. IV. Права
  38. V. Ответственность
  39. Эко Вилле Трейд
  40. Организационные документы (инструкции)
  41. Распорядительная документация (приказы)
  42. Кому необходим?
  43. Зачем необходим?
  44. Сколько стоит?
  45. Сколько ждать?

Инструкции и приказы в области ООС

Образец инструкции по охране окружающей среды

Проконтролировать соблюдение законодательства проще всего, опираясь на четкие инструкции и приказы по охране окружающей среды, принятые в организации.

Экологическая документация – доказательство законной работы, которое предъявляется при любой природоохранной проверке.

Удобна она и для ответственных сотрудников: по количеству и процессу заполнения документов всегда четко видно – есть ли пробелы и нарушения в выполнении природоохранных требований.

Организационная документация – инструкции

Цель составления инструкций: утвердить структуру деятельности в сфере ООС с учетом специфики работы на отдельно взятом объекте или внутри организации. Фактически, любому процессу (трудовому, производственному, природоохранному и т.д.) положено иметь свою инструкцию.

Распорядительная документация – приказы

Цель оформления приказов: утвердить план действий, обязанности и ответственность людей в конкретных обстоятельствах, а не в общем виде, как в инструкциях.

Разработка приказов по охране окружающей среды существенно снижает риски – как финансовые, так и природоохранные, поскольку четкая ответственность людей за результаты деятельности в отдельно взятой ситуации дает больший эффект, чем просто свод правил, принятых во всей организации для исполнения всеми сотрудниками одновременно. С приказами удобно работать, легко контролировать исполнение, подтверждать правомерность решений и исполнения обязательств при инспекторских проверках Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры.

Внутренние документы – основа для разработки природоохранной документации (например, программы экологического контроля (ПЭК), плана мероприятий при НМУ и т.д.).

Инструкции и приказы делают организацию работы проще для руководителей и сотрудников: когда все прописано и полномочия разграничены, а персональная ответственность четко определена, то любой процесс идет быстрее и с большим КПД (коэффициентом полезного действия).  

Ответственность предприятий за отсутствие приказов и инструкций по ООС

Отсутствие на предприятии указанных документов карается штрафами. Нет для инструкций по обращению с отходами – выпишут штраф до 250 тыс. рублей по ст. 8.2 КоАП РФ. Деятельность организации могут приостановить на 3 месяца.

А при повторном таком нарушении штраф увеличится до 400 тыс. рублей. Также возможно получить штраф за нарушение экологических требований в ходе градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов по ст. 8.

1 КоАП РФ в размере до 100 тыс. рублей.

Незнание закона не освобождает от ответственности, и даже если природопользователь не знает правила обращения с отходами, во время проверки будет выписан штраф не только за отсутствие инструкций, но и за неправильные действия по обращению с отходами, обучению персонала и документообороту и т.д.

Экологическая документация с ООО «ЭкоЭксперт»

Специалисты «ЭкоЭксперта» могут разработать приказы и инструкции:

  • в процессе экологического аудита
  • в ходе экологической экспертизы,
  • в комплексе услуг по экологическому сопровождению.

Более 30 организаций всех категорий НВОС из года в год доверяют «ЭкоЭксперту» ведение экологической отчетности. Мы гарантируем грамотность выполнения работ и соответствие всем нормативным документам с учетом последних поправок.

Любую актуальную информацию по разработке документации и отчетности для предприятий Вы можете получить, связавшись с нашими специалистами для бесплатной консультации.

Здесь, как и в любых вопросах соответствия нормативам и правильного оформления бумаг, всегда есть свои нюансы.

Возможно, что объем работ удастся сократить на законных основаниях или, наоборот, в ходе аудита обнаружится нехватка значимых документов. Мы все объясним и исправим!

Стоимость и сроки

Стоимость разработки приказов и инструкций согласуется с каждым Заказчиком индивидуально и зависит от объема и состава работ. Вы можете посмотреть цены на разработку экологической документации для предприятий и примеры документации по различным объектам.

Срок обычно составляет не более 2-х недель. С учетом нашего опыта его можно сократить и до нескольких дней, но многое зависит от доступности исходных данных.

Оставляйте заявку на сайте или звоните. Вам понравится с нами сотрудничать!

Романовская Ксения, эколог-правовед
ООО «ЭкоЭксперт»

Источник: https://xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai/ekologicheskij-konsalting/ekologicheskaya-otchetnost-dlya-predpriyatiya-i-malogo-biznesa/instruktsii-i-prikazy

Структура документации в сфере экологии

Образец инструкции по охране окружающей среды

Эта статья может быть полезна для Вас, если вы хотите привести экологическую документацию на предприятии в порядок и не знаете с чего начать. В статье мы попытаемся классифицировать и систематизировать отчетность в сфере экологии и подробно описать все доступным и понятным языком.

Согласно нормам действующего законодательства, в сфере промышленной экологии, природопользования и защиты окружающей среды для организаций и предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создающих угрозу жизни, здоровью или имуществу граждан должна вестись различная документация, отчетность, должны выдаваться специальные разрешения, лицензии, экспертные заключения, проводится замеры уровня негативного воздействия и т.д. В данной статье речь пойдет только про документацию.

С целью классификации всего объема экологической документации, объекты контроля промышленной экологии подразделены на 5 групп:

Исходя из этого, всю экологическую документацию на предприятии можно систематизировать следующим образом:

  • Документы по охране атмосферного воздуха
  • Документы по охране водных ресурсов
  • Документы в области обращения с отходами производства и потребления
  • Документы по охране и рациональному использованию недр
  • Общие документы предприятия в области экологии

Документы по охране атмосферного воздуха

Документация предприятия по охране атмосферного воздуха разрабатывается для предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, и включает в себя:

1. Материалы инвентаризации выбросов вредных веществ

Инвентаризация выбросов – структурирование сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, об их количестве и составе.

N 96-ФЗ. Статья 22.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация выбросов – один из начальных этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

3. Разрешение на выброс загрязняющих веществ

Проект ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ – основные документы, регламентирующие выбросы загрязняющих веществ на территории предприятия. Законодательно регулируется ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды и ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха.

ПДВ – норматив (максимально допустимая масса) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Разрабатывается 1 раз в 5-7 лет и согласуется в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре. 

На основании проекта ПДВ организация получает разрешение на выбросы.

4. Журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

Это специальные типовые формы регистрационных журналов для учета количества и выбросов и их характеристик. 11 июня 2014 года на основании Приказа Росстата № 430 данные формы учета были отменены.

Однако производить первичный учет в области охраны атмосферного воздуха предприятия все так же обязаны, но вправе осуществлять его в любой форме (в том числе продолжать использовать формы ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3).

Скачать образцы журналов ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

5. Документы на установки очистки газа (ГОУ и ПГУ)

Совсем недавно были внесены изменения относительно установок очистки газа.

Если ранее всем предприятиям, на территории которых находилось газоочистное оборудование, было необходимо оформлять паспорта ГОУ и ПГУ, в которых содержалась информация о характеристиках оборудования и нормативах эксплуатации, то сейчас регистрация ГОУ и паспортов ГОУ в органах государственной власти не предусмотрено.

Предприятиям необходимо самостоятельно регистрировать используемые ГОУ и вести реестр ГОУ. Скачать Правил эксплуатации установок очистки газа

6. Статотчетность по форме 2-ТП (воздух)

Все юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов объемом выбросов более 10 тонн в год или объемом выбросов от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности обязаны предоставлять форму 2-ТП воздух в надзорные органы. Данная форма ежегодной отчетности содержит информацию обо всех источниках выбросов в атмосферу, в том числе организованных и неорганизованных.

Скачать Приказ Росстата от 04.08.2016 N 387 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”

Документы по охране водных ресурсов

При использовании водных объектов все хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять мероприятия по охране водных ресурсов от загрязнения. В связи с этим, на предприятии должен быть разработан полный пакет документов по охране водных ресурсов. Он может включать в себя:

5. Проект НДС

Каждое предприятие, которое в процессе своей хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод (бытовых, поверхностных и производственных) в водный объект необходимо получить соответствующее Разрешение на сброс загрязняющих веществ. Для получения такого Разрешения на сброс требуется разработка Проекта норматива допустимых сбросов (НДС).

Обратите внимание, что речь идет о сбросе именно в водный объект, а не на рельеф местности.

6. Отчет 2-ТП (водхоз)

По данной форме отчитываются все юридические лица и индивидуальные предприниматели:

  • осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • получающие воду из систем водоснабжения объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды

Данный отчет содержит информацию о выбросах в водоемы и использование воды для нужд предприятия, включая полный перечень загрязняющих веществ и их объемы. 

Скачать Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 “Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды”

7. При наличии водоохранных сооружений:

  • проектная и фактическая производительность;
  • техническое состояние;
  • проектные и фактические параметры очистки.

8. Договор на вывоз сточных вод

Договор на вывоз сточных вод от неканализованных объектов и документы, подтверждающие исполнение договора.

Документы в области обращения с отходами производства и потребления

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельности в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Учет может проводиться в формате следующей документации:

1. Материалы инвентаризации отходов

Инвентаризация отходов – нормативы, содержащие сведения о видах отходов, их характеристиках, источниках образования, способах размещения, использования и обезвреживания. Инвентаризацию проводят все предприятия, образующие любые отходы в процессе своей деятельности. Полученные результаты оформляются в виде акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация позволяет в дальнейшем установить классификацию отходов на предприятии, разработать ПНООЛР и составить отчетность по форме 2-ТП (отходы).

2. Паспорта на отходы 1-4 класса опасности

Согласно 89-ФЗ, паспорт опасного отхода – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Вид и класс отхода определяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.

Согласно все тому же 89-ФЗ, все (без исключения!) предприятия должны подтвердить отнесение отходов, образованных в процессе его деятельности, к определенному классу и разработать паспорта отходов, если требуется.

На отходы I-IV классов составляются паспорта и согласуются в Росприроднадзоре. Паспорт разрабатывается на каждый вид отхода, утвержденные паспорта действуют бессрочно.

Обратите внимание, что с введением нового ФККО паспорта отходов, выданные до 1 августа 2014 не действительны, и подлежат переоформлению!

Отходы V класса опасности паспортизации не подлежат, однако предприятие должно провести биотестирование, чтобы доказать, что отход не опасен.

3. ПНООЛР

ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные нормативы контролируют количество производимых отходов, их виды, обоснование количества предельного накопления и возможности размещения на полигонах.

Разработка ПНООЛР необходима всем предприятиям, на которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (так – до конца 2018 года.)

ПНООЛР содержит общую характеристику деятельности предприятия, сведения об отходах и классах опасности (из паспортов отходов), описание каждого вида отходов по хим. составу и физ. характеристикам, расчеты ежегодных объемов отходов, сведения о площадках для размещения отходов и лимиты на размещение и др.

Срок действия проекта – 5 лет, по истечении этого срока проект разрабатывается и согласуется заново.

Что будет с ПНООЛР в 2019 году читайте тут.

4. Лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. Выданная лицензия действует бессрочно на всей территории РФ.

5. Статотчетность по форме 2-ТП (отходы)

Данный отчет содержит информацию об образовании отходов производства и потребления на предприятии, их видах и составе, а также об использовании, обработке, транспортировке и размещении.

С 2012 года, сдавать отчетность по форме 2-ТП (отходы) стало обязательным для всех предприятий, образующих отходы (без исключения!). В 2017 году была утверждена новая форма 2-ТП Отходы.

Скачать Приказ Росстата от 10.08.2017 N 529 “Об утверждении статистического наблюдения за отходами (2-ТП отходы)”

Также следует обратить внимание на другие изменения 2017 года, такие как особенности заполнения формы для обособленных подразделений организации.

Приказ № 529. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений

Также была введена новая графа 11 «Передача отходов другим хозяйствующим субъектам для обработки». В данной графе приводится количество отходов, переданных в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для обработки.

6. Отчетность СМСП

Эту отчетность предоставляют все малые и средние предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы. С 2019 год такую отчетность будут предоставлять предприятия, относящиеся к III категории (негативного воздействия на окружающую среду). Отчетность сдается в территориальный орган Росприроднадзора.

Скачать Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 “Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов СМП”

10. Сведения о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами и др

В каждой организации, лица, ответственные за обращение с опасными отходами должны пройти соответствующее повышение квалификации.

ФЗ №7: Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Про обучение в сфере экологической безопасности читайте тут.

1. Программа и отчет ПЭК

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это система мер, реализованная на предприятии и направленная на соблюдение требований действующего законодательства РФ в сфере экологии и природопользования.

Для осуществления ПЭК на каждом предприятии, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту должна быть разработана специальная Программа производственного экологического контроля, учитывая специфику применяемых технологий и производственного процесса, а также оказываемого воздействия на окружающую среду.

Всем предприятиям (которые осуществляют ПЭК) необходимо ежегодно до 25 марта сдавать отчет в территориальный орган Росприроднадзора (либо в региональное Министерство экологии).

Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/struktura-dokumentatsii-v-sfere-ekologii/

Охрана труда

Образец инструкции по охране окружающей среды

1.1. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для исполнения всеми работниками предприятия.

1.2. Подлинник настоящей Инструкции хранится у инженера по охране окружающей среды.

1.3. Охрана окружающей среды (далее – ООС) является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также устойчивого экономического и социального развития общества.

1.4.

ООС на предприятии включает в себя комплекс технологических, технических, строительно-монтажных и организационно-методических мероприятий, направленных на соблюдение норм и требований, ограничивающих до минимально возможных пределов вредное воздействие процессов производства на окружающую среду и обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, а также их восстановление и производство.

2. Цели и задачи охраны окружающей среды на предприятии

2.1. Соблюдение требований законодательства Республики Беларусь об ООС.

2.2. Проведение обучения, инструктажа и проверки знаний в области ООС и природопользования.

2.3.

Ввыполнение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и ООС, предписаний специально уполномоченных государственных органов в области ООС, внутренних инструкций, приказов, распоряжений руководства предприятия по выполнению требований природоохранного законодательства, указаний, предписаний должностных лиц, ответственных за организацию, осуществление деятельности в области охраны окружающей среды.

2.4. Соблюдение лимитов добычи природных ресурсов.

2.5. Контроль за обращением с отходами.

2.6. Контроль за работой природоохранного оборудования и сооружений.

2.7. Готовность к аварийным ситуациям, контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.8. Контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

2.9. Ведение первичной учетной документации по ООС.

2.10. Своевременное предоставление сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране.

2.11. Соблюдение лимитов допустимых сбросов сточных вод и лимитов хранения, захоронения отходов производства.

3. Ответственность работников в области охраны окружающей среды

3.1. Руководитель предприятия осуществляет общее руководство природоохранной де­ятельностью и несет ответственность за состояние окружающей среды в организации.

3.2. За обеспечение экологической безопасности на производственных участках ответственность несут их непосредственные руководители или лица, их замещающие. Производственные цеха и участки самостоятельно осуществляют работы по обеспечению экологической безопасности своего производства и рационального использования природных ресурсов.

3.3. Отношения в области охраны окружающей среды на предприятии регламентированы:

– инструкцией по обращению с отходами производства;

– инструкцией по осуществлению производственного экологического контроля;

– стандартом предприятия «Управление охраной окружающей и производственной среды»;

– настоящей Инструкцией.

3.4. Руководители структурных подразделений предприятия обязаны:

– установить в производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и на закрепленной территории строгий экологический режим в области охраны окружающей среды и постоянно контролировать его соблюдение всеми работниками;

– обеспечивать разработку и внедрение современных организационных и технических решений, направленных на снижение воздействия производств на окружающую среду;

– следить за исправностью вентиляции, газоочистных установок, электроустановок, технологического оборудования и принимать немедленные меры к устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к нарушению природоохранного законодательства;

– обеспечить исправное состояние и постоянную готовность к действию средств пожаротушения, связи и сигнализации;

– организовать проведение в установленные сроки первичного, повторного и внепланового инструктажа по ООС.

3.5. Работники предприятия обязаны:

– проходить все виды инструктажа в области ООС в установленные сроки, лица, не прошедшие инструктаж по ООС, в том числе временно принятые, к работе не допускаются;

– соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

– знать характеристики пожарной и экологической опасности применяемых или производимых веществ, материалов и готовой продукции;

– соблюдать правила эксплуатации технологического оборудования;

– выполнять меры предосторожности при проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сильно действующими ядовитыми веществами, газами (далее – ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ) и другими пожароопасными материалами;

– соблюдать правила безопасности производства, хранения, использования, транспортировки и иного обращения с химическими веществами и отходами производства;

– выполнять требования предписаний контролирующих органов, приказов, распоряжений руководства предприятия, предписаний должностных лиц, осуществляющих контроль в области ООС.

3.6. Работники имеют право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся ООС, к главному инженеру предприятия, главному энергетику, инженеру по охране окружающей среды.

4. Требования экологической безопасности

4.1. Постоянно содержать чистоте закрепленную за подразделением территорию.

4.2. Все дороги и подъезды к зданиям постоянно содержать в исправном состоянии. Не загрязнять их горючими жидкостями, отходами производства, не загромождать стройматериалами и оборудованием.

4.3. В зимнее время дороги и подъезды к зданиям, контрольным колодцам производственной и ливневой канализации, пожарным гидрантам регулярно очищать от снега, а в случае обледенения посыпать песком.

4.4. Крышки люков колодцев промышленной канализации постоянно очищать от мусора, в зимнее время – от снега и льда. Доступ к крышкам люков колодцев промышленной канализации всегда должен быть свободен.

4.5. Запрещается стоянка и остановка автотранспорта возле люков и на крышках колодцев промышленной канализации, оставлять транспорт после окончания работы вне специально отведенного для этого места.

4.6. Стоянка личного автотранспорта работников предприятия должна осуществляться только в установленном месте.

4.7. Запрещается в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями, а также у стен зданий складирование СДЯВ, горючих материалов, оборудования, стоянка автотранспорта.

4.8. Запрещается работа автотранспорта, тракторов и других машин и механизмов с неисправными топливными и масляными баками.

4.9. Запрещается на территории предприятия разводить костры (в т.ч. сжигать траву, листья, отходы производства) и пользоваться открытым пламенем.

4.10. Отходы производства хранить в специально отведенных местах, не смешивая по видам, и своевременно вывозить с территории.

4.11. Обязательно осуществлять раздельный сбор образующихся отходов производства. Способ сбора и временного хранения отходов должен определяться их физическим состоянием, химическим составом и классом опасности (согласно требованиям Инструкции по обращению с отходами производства).

4.12. Вторичное сырье (стекло, бумагу, древесные отходы, отходы пластмасс) собирать в специально отведенных местах. Запрещается попадание вторсырья в контейнеры с мусором.

4.13. Запрещается сжигать, закапывать, сливать отходы в канализацию.

4.14. Запрещается загрязнение либо засорение вод (слив жидких отходов в канализацию), нарушение правил водопользования.

4.15. Запрещается нерациональное использование воды: контроль за расходом воды и принятие своевременных мер по сокращению всех видов потерь воды.

4.16. Обязательно обеспечение надлежащей технической эксплуатации водопроводных и канализационных сетей.

4.17. Запрещается складировать на водопроводных и канализационных сетях и устройствах различные материалы и предметы, накапливать мусор и т.п.

4.18. Обязательно принятие мер, необходимых для соблюдения технологических регламентов, режима работы оборудования, обеспечения надежной и эффективной работы очистного оборудования, вентсистем.

4.19. Обязательно обеспечение соблюдения правил транспортирования и хранения веществ и материалов с целью недопущения загрязнения ими окружающей среды.

4.20. В случае невозможности соблюдения нормативов и стандартов в области охраны окружающей среды необходимо приостановить или полностью прекратить производство.

4.21. Нарушение законодательства Республики Беларусь об ООС влечет дисциплинарную, материальную, а также административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

примерный ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Работники предприятия обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Несоблюдение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является нарушением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Работники обязаны соблюдать правила безопасности производства, хранения, использования, транспортировки или иного обращения с химическими веществами и отходами производства.

Запрещается производить операции с отходами, противоречащие Закону Республики Беларусь «Об отходах»: сжигать, закапывать, сливать отходы в канализацию. Отходы должны собираться раздельно по видам.

На территории предприятия запрещается разжигать костры (сжигать траву, листья, отходы производства).

Запрещается загрязнение либо засорение вод (слив жидких отходов в канализацию), нарушение правил водопользования.

Работники предприятия обязаны выполнять требования предписаний контролирующих органов, приказов, распоряжений руководства предприятия, предписаний должностных лиц, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды.

Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет дисциплинарную, материальную, а также административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Работники имеют право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, к главному инженеру предприятия, главному энергетику, инженеру по охране окружающей среды.

Источник: https://oxpana-tryda.ru/vazhnoe-po-oxrane-truda/primernaya-instrukciya-po-oxrane-okruzhayushhej-sredy.html

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды

Образец инструкции по охране окружающей среды

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды
  [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.2.

На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории – лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) – лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Инженер по охране окружающей среды (эколог) непосредственно подчиняется начальнику отдела охраны окружающей среды.

1.4. Во время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности инженер по охране окружающей среды (эколог) руководствуется:

– законодательными и нормативными актами по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– методическими материалами по соответствующим вопросам;

– уставом предприятия;

– правилами трудового распорядка;

– приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

– настоящей должностной инструкцией.

1.6. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

– экологическое законодательство Российской Федерации;

– нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

– системы экологических стандартов и нормативов;

– производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

– технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;

– порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

– методы экологического мониторинга;

– средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы;

– передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

– основы экономики, организации труда, производства и управления;

– средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

– правила и нормы охраны труда.

II. Функции

На инженера по охране окружающей среды (эколога) возлагаются следующие функции:

2.1. Осуществление контроля за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, иных нормативных документов.

2.2. Перспективное и текущее планирование охраны окружающей среды.

2.3. Участие и проведение научно-исследовательских и опытных работ по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.4. Составление технической документации.

2.5. Представление установленной отчетности.

2.6. [Вписать нужное].

III. Должностные обязанности

Инженер по охране окружающей среды (эколог) обязан:

3.1. Осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствовать снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

3.2. Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение.

3.3. Участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.

3.4. Принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

3.5. Осуществлять контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.

3.6. Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию.

3.7. Участвовать в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

3.8. Составлять установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимать участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия.

3.9. [Вписать нужное].

IV. Права

Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Инженер по охране окружающей среды (эколог) несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-inzhenera-po-ohrane-okruzhayushchey-sredy

Эко Вилле Трейд

Образец инструкции по охране окружающей среды

Стоимость: от 20 000 руб.

Сроки: от 14 дней

Заказать

В состав природоохранной документации на предприятии в обязательном порядке должны входить разработанные приказы и инструкции в области охраны окружающей среды. Они позволяют более эффективно вести экологическую деятельность и осуществлять контроль за корректным исполнением требований природоохранного законодательства.

Из всего многообразия документации по охране окружающей среды, которые должны быть на предприятиях, возможно выделить организационные и распорядительные документы. 

Организационные документы (инструкции)

Организационные документы главным образом имеют своей целью определить структуру проведения какой-либо деятельности. В области обеспечения экологической безопасности на предприятии к ним относятся инструкции по охране окружающей среды.

Инструкции по экологии, которые должны иметь организации, многообразны и их состав напрямую зависит от сферы и характера их деятельности. Вот ориентировочный список инструкций, наличие которых может быть необходимо:

  • Положение об отделе охраны окружающей среды и природопользования;
  • Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога);
  • Должностная инструкция специалиста по охране окружающей среды;
  • Инструкция по безопасному обращению с отходами;
  • О порядке временного накопления, хранения… отходов производства и потребления;
  • О порядке обращения с отработанными маслами;
  • О порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления;
  • По нейтрализации отработанной серной кислоты аккумуляторных батарей;
  • По сбору, хранению и отгрузке отработанных ГСМ и промасленной ветоши;
  • По сбору, хранению и перевозке ТБО и мусора;
  • По сбору, хранению, учету и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей;
  • По сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп;
  • По учету и контролю за обращением с отходами производства и потребления;
  • По учету образования и движения отходов производства и потребления;
  • Технологический регламент обращения с ртутьсодержащими отходами.

Словом, любой важный процесс на предприятии должен быть подкреплен соответствующей инструкцией, необходимой для корректного проведения той или иной деятельности.

Распорядительная документация (приказы)

Цель оформления и ведения подобной документации на предприятии также заложена в названии – она призвана определить перечень необходимых действий в той или иной ситуации, а также список ответственных лиц, их прав и обязанностей.

Основным распорядительным документом является приказ.

Список необходимых приказов, так же как и инструкций, может варьироваться в зависимости от необходимости проведения тех или иных действий на предприятии. Это могут быть приказы:

  • о назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства РФ;
  • о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности;
  • о создании службы по экологии (при ее необходимости);
  • о назначении руководителя службы по экологии;
  • об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления,  образующихся на предприятии;
  • о назначении ответственного лица по обращению с опасными отходами;
  • об организации программы промышленного экологического контроля (ПЭК) на предприятии;
  • о назначении лица, ответственного за программу ПЭК;
  • о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок (ПГУ и ГОУ);
  • о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

Разработка приказов по охране окружающей среды является важнейшим шагом к упорядочиванию экологической деятельности организации и, тем самым, снижению рисков – как финансовых, так и природоохранных.

Кому необходим?

Необходимость иметь у себя в организации инструкции и приказы по экологии относится к абсолютному большинству предприятий в РФ.  Они входят в состав основополагающей документации, грамотное оформление которой предшествует последующей разработке целого ряда природоохранных документов на предприятии (к примеру, программы экологического контроля (ПЭК), плана мероприятий при НМУ и т.д.)

Зачем необходим?

Как уже упоминалось, наличие данных документов существенно упрощает экологическую деятельность и помогает сотрудникам понять порядок действий в той или иной ситуации, а также определить перечень ответственных лиц.

Кроме этого, наличие оформленных инструкций и приказов в обязательном порядке проверяется инспектором Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры при проведении проверки предприятия.

Сколько стоит?

Стоимость разработки инструкции или приказа в области окружающей среды составляет от 20 000 руб.

Сколько ждать?

Срок разработки данной экологической документации зависит от сложности самого документа и в среднем занимает около месяца. Итогом работы будет являться грамотно и профессионально составленный документ, который можно будет использовать на предприятии в течение долгого времени.

Заказать консультацию

Источник: https://ekvt.ru/instrukcii-i-prikazy-v-oblasti-ekologii

Юриспруденция и документы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: