- Как обосновать закупку у единственного поставщика
- Необходимость обоснования
- Составление отчёта
- Закупка у единственного поставщика
- Обоснование закупки у единственного поставщика
- Случаи закупки у единственного поставщика
- Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
- Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
- Дробление и закупка у единственного поставщика
- Документы, которые заказчик при проведении закупки у единственного поставщика:
- Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика:
- Необходимая документация:
- Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика
- Что включить в обоснование закупки у ЕП
- 5 причин обоснования закупки у ЕП
- Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
- Как разместить отчет в ЕИС
- Обоснование закупки у единственного поставщика | Контур.Закупки
- Когда обоснование не понадобится
- Что следует включить в обоснование
- Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
- Когда нужно составить и разместить отчет
- Обоснование закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ + пример
- Когда допускается проведение такой закупки
- Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно
- Чем обосновать выбор закупки у единственного поставщика
- Пример составления отчета
Как обосновать закупку у единственного поставщика
Разрешая для упрощения и ускорения процесса в ходе госзакупок прибегать к услугам единственного поставщика, ст. 24 44-ФЗ одновременно вменяет в обязанность заказчику обосновывать этот выбор во избежание возможной коррупционной составляющей.
При этом в ст. 93 44-ФЗ приводится полный список ситуаций, позволяющих заказчику осуществлять закупки у единственного поставщика.
Среди них наиболее часто встречающиеся дают возможность:
- приобретать закупочные объекты у организаций, относящихся к естественным монополиям согласно требованиям 147-ФЗ;
- закупать материальные ресурсы или работы стоимостью не более 100000 руб.;
- заказывать услуги водо- , электро- или теплоснабжения и т. п.;
- приобретать материальные ценности и услуги, которые применяются во время устранения последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- закупать печатные издания у компании, обладающей на них эксклюзивными правами;
- посещать музеи, зоопарки, культурно-массовые мероприятия и т. п.;
- выбирать только одного исполнителя, если проведённая ранее закрытая процедура по определению поставщика была официально признана несостоявшейся.
Необходимость обоснования
Ч. 2 ст. 93 44-ФЗ перечисляет случаи, когда заказчик обязан в течение не более 1 рабочего дня с момента заключения контракта направить в контролирующий орган уведомление о подобной закупке, к которому следует приложить копию подписанного контракта с обоснованием его заключения.
В этот перечень включены:
- работы или услуги, выполняемые или оказываемые только органами исполнительной власти, подведомственными им госучреждениями, государственными унитарными предприятиями, имеющими полномочия, которые установлены федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ;
- приобретение закупочных объектов, необходимых для оказания неотложной медпомощи в экстренном виде после аварий, прочих ЧС техногенного или природного характера, когда иные способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя в форс-мажорных обстоятельствах нецелесообразно;
- заключение между федеральным органом исполнительной власти и зарубежной организацией контракта на лечение гражданина РФ за её пределами;
- закупки транспортных услуг и связанных с их обеспечением дополнительных услуг в процессе осуществления воинских перевозок в случае возникновения угрозы для безопасности страны.
В некоторых случаях ч. 4 ст. 93 44-ФЗ требует от заказчика лишь обоснование цены контракта с одним закупочным субъектом.
В отчёте, объясняющем выбор закупки у единственного поставщика, обычно указываются такие обоснования:
- у него нет конкурентов;
- большая срочность предстоящей закупки;
- отсутствие интереса к заказу у прочих закупочных субъектов;
- нецелесообразность заказа товаров, работ, услуг в других регионах;
- осуществление дополнительной закупки.
Составление отчёта
Контракт, заключаемый заказчиком с единственным поставщиком, должен сопровождаться отчётом, форма и содержание которого законодательно не регламентируется.
Тем не менее документ должен содержать в себе сведения о:
- цели приобретения закупочного объекта;
- предмете закупки;
- контрактной стоимости;
- контрактных условиях и преимуществах выбранного поставщика;
- причинах, препятствующих проведению конкурентных торгов;
- необходимости заключения контракта посредством именно такого конкретного выбора.
Зачастую отчёт, содержащий обоснование закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, сопровождается расчётом, подтверждающим, что при конкурентной закупке средства заказчика не сэкономятся.
Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика
Затем отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика подлежит публикации в ЕИС. Для этого необходимо:
- Зайти в личный кабинет на сайте ЕИС.
- Найти меню «Отчёты заказчика».
- В нём выбрать позицию «Отчёты».
- Отметить пункт «Отчёт с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».
- Заполнить предложенные системой поля.
- Завизировать отчёт с обоснованием закупки у единственного поставщика электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.
- Опубликовать отчёт.
Если заказчик нарушит порядок предоставления отчёта с обоснованием выбора единственного поставщика, он может подвергнуться штрафным санкциям в денежном выражении.
Обосновывая документально свой выбор в пользу подобного неконкурентного закупочного способа, заказчик доказывает, что в процессе торговой процедуры он не применяет коррупционных схем и не осуществляет необоснованной закупки у аффилированного контрагента. Это обеспечивает ему комфортное ведение своей закупочной деятельности без повышенного внимания к ней контролирующих органов.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://tendr.guru/44-fz/kak-obosnovat-zakupku-u-edinstvennogo-postavshhika
Закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.
Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб, что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.
Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт, что практически равно показателю предыдущего года.
Обоснование закупки у единственного поставщика
Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.
44-ФЗ требует от заказчика:
- Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
- Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
- Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
- Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.
В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.
Случаи закупки у единственного поставщика
Такие закупки реализуются в двух вариантах:
- заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
- заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.
Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.
Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:
- Деятельность субъектов естественных монополий
- Указ или распоряжение Президента или Правительства
- Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
- Мобилизация
- Закупка до 100 тыс. руб.
- Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
- Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
- Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
- Организация мероприятия
- Поставка культурных ценностей
- Народные художественные промыслы
- Преподавательские или экскурсоводческие услуги
- Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
- Вооружение и военная техника
- В случае аварии, ЧС
- Товары и услуги от предприятия УИС
- Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
- Авторский надзор за строительством
- Обеспечение визитов глав иностранных государств
- Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
- Управление многоквартирным домом
- Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
- Ремонт нежилых помещений
- Направление работника в командировку
- Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
- Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
- Закупки ЦИК
- Оборудование для инновационных площадок
- Банковская гарантия для бюджетного учреждения
- Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
- Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
- Сбор и обработка первичных статистических данных
- Информация баз данных
- Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
- Воинские перевозки
- Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
- Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
- Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
- Орган исполнительной власти лечится за границей
- Осуществление государственной охраны
- Услуги кредитных рейтинговых агентств
- Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.
Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Дробление и закупка у единственного поставщика
Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.
Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.
Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.
Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС.
©ООО МКК “РусТендер”
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2b7ffd53576f00a9a43296/zakupka-u-edinstvennogo-postavscika-5bd054987f891a00aa25397a
Документы, которые заказчик при проведении закупки у единственного поставщика:
- Приказ (или другой документ) об осуществлении закупки у единственного поставщика (до размещения извещения и заключения контракта).
- Расчет и обоснование цены контракта.
- Отчет с обоснованием заключения контракта и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).
- Разработка проекта контракта (до размещения извещения и заключения контракта).
- Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (не менее чем за 5 дней до заключения контракта).
- Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных пунктами 24 и 25, части 1, статьи 93).
- Подписание контракта после предоставления документа по обеспечению контракта.
Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных пунктами 3, 12, 16, 18-19, 24-25, 27 части 1, статьи 93.
- Направление уведомления (с копией заключенного контракта) в контрольный орган (в течение 1 рабочего дня после заключения контракта).
- Также надо иметь в виду, что в ряде случаев необходимо учесть необходимость привлечения независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).
Заказчик при осуществлении закупки у единственного поставщика должен обязательно учитывать особенности заключения контракта, установленные законом о Контрактной системе.
Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика:
Преимущества:
- возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком
- минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев)
- отсутствие необходимости отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
Недостатки:
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
Необходимая документация:
- Общие положения (Общие сведения о закупке у единственного поставщика, термины и определения, Нормативные основы регулирования порядка проведения закупки, обжалование, прочие положения).
- Инструкция оформлению документации по закупке у единственного поставщика (Общий порядок проведения, публикация извещения, предоставление документации о закупке, разъяснение положений, подготовка заявки).
- Общие требования (Требования к оформлению Заявки; подготовка письма о подаче Заявки; подготовка Коммерческого предложения; подготовка Технического предложения перечень документов, подтверждающих соответствие Участника квалификационным требованиям; перечень документов, подтверждающих правоспособность Участников).
- Проект договора.
- Техническое задание (Перечень товаров, необходимых к поставке; требования к поставке товара).
- Образцы форм документов, включаемых в Заявку на участие в Закупке у единственного поставщика
Источник: https://nerkon.ru/blog/important-information-about-tenders/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html
Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика
Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:
- работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
- услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
- закупка объектов культурного наследия;
- поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
- приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
- поставка электронных или печатных изданий;
- заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Что включить в обоснование закупки у ЕП
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:
- цель закупки товара, работы, услуги;
- описание объекта закупки;
- цену контракта;
- условия контракта и преимущества поставщика;
- причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
- вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.
5 причин обоснования закупки у ЕП
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:
- Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
- Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
- Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
- Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
- Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт.
Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета.
Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».
Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
Отчет №______
Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ
Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК» |
Закупка у единственного поставщика |
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей) |
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов. |
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.Данные получены на сайте поставщика http://www…….Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567 |
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика |
«_____» ________________2017 г.
Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
________________________________ /___________________/
Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок | 5 | 41 000,00 | 205 000,00 |
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК | 12 | 32 000,00 | 384 000,00 |
Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС | 8 | 36 000,00 | 288 000,00 |
Вид работ № 4 Тестирование, контроль | 5 | 38 000,00 | 190 000,00 |
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления | 15 | 27 000,00 | 405 000,00 |
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб. | 1 472 000 | ||
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ | 397 440 | ||
Материалы и программное обеспечение, руб. | 567 200 | ||
Оборудование и спецтехника, руб. | 428 360 | ||
Прочие прямые расходы, руб. | 514 000 | ||
Накладные расходы (40%) | 1 351 600 | ||
Себестоимость работ, руб. | 4 730 600 | ||
Прибыль (5%), руб. | 236 530 | ||
Общая стоимость, руб. | 4 967 130 | ||
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб. | 5 271 360 | ||
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт. | 304 | ||
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год | 17 340 |
Как разместить отчет в ЕИС
Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru.
В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система.
Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/403
Обоснование закупки у единственного поставщика | Контур.Закупки
В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.
Когда обоснование не понадобится
Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:
- услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
- услуг по управлению многоквартирным домом;
- ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
- объектов культурного наследия, литературы или искусства;
- услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
- прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.
Что следует включить в обоснование
Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- цель, для осуществления которой производится закупка;
- описание объекта и его цена;
- условия заключения контракта;
- плюсы конкретного поставщика;
- обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
- вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.
В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.
Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:
- Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
- На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
- Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
- Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
- Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.
Когда нужно составить и разместить отчет
Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.
Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.
Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты».
Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей.
После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.
Скачайте Образец отчета!
Отчет обоснование закупки у единственного поставщика
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/obosnovanie-zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika/
Обоснование закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ + пример
Redone Полезные статьи о госзакупках 25 июля 2017
Приобретение товаров или работ у единственного, выбранного самим заказчиком, поставщика – быстрый и простой способ обеспечить нужды государственного или муниципального учреждения. Возможность проведения такой процедуры предусмотрена статьей 24 44-ФЗ. При этом заказчик обязан отчитаться перед контролирующими органами и обосновать выбор именно такой методики закупки.
Когда допускается проведение такой закупки
Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие:
- Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
- Закупка материальных ресурсов или работ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
- Приобретение услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и тому подобные.
- Закупка материальных ценностей и услуг предназначенных для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
- Приобретение печатных изданий в том случае, если эксклюзивные права на издание принадлежат только одной компании.
- Посещение культурно-массовых мероприятий, музеев, зоопарков и так далее.
- После признания закрытой процедуры по определению поставщика несостоявшейся.
В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор.
Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. В нем указывается причина выбора такой закупки, вывод о невозможности или нецелесообразности использования других способов, а также обоснование цены контракта. Такое правило устанавливается частями 3 и 4 статьи 93 44-ФЗ. Оно справедливо для всех перечисленных случаев:
- Работы, связанные с мобилизационной подготовкой.
- Услуги, которые могут быть предоставлены исключительно органами исполнительной власти либо организациями, которые находятся в их ведомстве.
- Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
- Закупка объектов культурного наследия.
- Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
- Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
- Поставка электронных или печатных изданий.
- Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
- Услуги по управлению многоквартирным домом.
- Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ. В этих случаях контрактный управляющий обязан сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Чем обосновать выбор закупки у единственного поставщика
Заказчик обязан в отчете указать причину, по которой он выбрал именно такой способ закупки. Чаще всего применяются следующие обоснования:
- Отсутствие конкурентов у выбранной компании.
- Срочность проведения закупки.
- Нецелесообразность поставки товаров или услуг поставщиками из других регионов.
- Отсутствие заинтересованности со стороны других участников рынка.
- Реализация дополнительной закупки.
Причина прописывается в отдельном документе и визируется только представителем заказчика.
Пример составления отчета
Унифицированной формы для составления такого отчета не существует. Каждая организация разрабатывает ее индивидуально. Рассмотрим правила оформления подобного документа на примере закупки специализированной компьютерной системы, предназначенной для расчета НМЦК. Отчет должен будет состоять из следующих пунктов:
- Способ закупки: у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 94 44-ФЗ.
- Цена контракта.
- Обоснование выбранного способа. Закупаемое программное обеспечение должно проводить расчет в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными правительством РФ. В результате анализа рынка других аналогичных программ, полностью удовлетворяющих заявленным требованиям, выявлено не было.
- Обоснование цены. Стоимость контракта определена методом сопоставления действующих на данный момент цен на рынке на аналогичные товары. Аналогичными признаются товары, имеющие схожие основные признаки. Так как аналоги закупаемого программного обеспечения отсутствуют, то цена определена путем организации затратного метода, регламентируемого статьей 22 44-ФЗ.
- Обоснование прочих условий договора. Срок поставки в 3 дня определяется, исходя из потребностей заказчика. Так как программа реализуется с использованием сети интернет, ее доставка до потребителя не потребует значительных затрат времени.
- Дата составления документа, подпись представителя заказчика, печать.
В случае нарушения заказчиком порядка предоставления отчета – ему грозит наказание. Контролирующие органы накладывают штраф в установленной сумме. Составление такого отчета помогает предупредить применение коррупционных схем и проведение необоснованной закупки у афилированного поставщика.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/158-obosnovanie-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika