- Государственное устройство и политика Люксембурга, форма правления
- Люксембург форма территориального устройства
- Территориально-государственное устройство
- Люксембург
- Форма правления люксембурга
- Государственное устройство. люксембург — унитарное государство
- Люксембург (государство)
- Люксембург форма административно-территориального устройства
- Политический режим в люксембурге
- Великое Герцогство Люксембург и Европейский Союз
- Люксембург Великое герцогство Люксембург
- Особенности партийной системы
- Люксембург политический режим
- Государственное устройство. Люксембург — унитарное государство
- Люксембург форма государственного устройства
- Государственное устройство и политическая система люксембурга
- Унитарное государство – определение, виды и признаки, примеры стран
- Общие понятия
- Унитарная форма
- Причины формирования
- Главные признаки
- Основные виды
- География стран
- Федеративное устройство
Государственное устройство и политика Люксембурга, форма правления
В настоящее время Великое Герцогство Люксембург — единственное государство-герцогство в мире, статус суверенного государства оно получило в 1867 г.
Источник: https://www.wel2lux.com/gosudarstvennoe-ustroistvo-i-politika
Люксембург форма территориального устройства
Область по получении мнения заинтересованного населения может издавать законы, образующие на ее территории новые коммуны, и может также изменять их границы и названия. 6. По характеру изменения. Конституция Италии — жесткая конституция. Ст.
138 Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором ании.
Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов.
Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными .
Территориально-государственное устройство
Лишь в нормах, регулирующих вопросы движимого имущества, кредита и некоторые другие, люксембургский законодатель отступил от его первоначальных положений. Также продолжает действовать в Люксембурге Торговый кодекс Франции 1807 г.
За исключением некоторых разделов, которые не подверглись сколь-нибудь заметным изменениям, большинство его положений, как и во Франции, было со временем весьма существенно преобразовано. В частности, начиная с 1915 г. издан ряд законов, регулирующих деятельность акционерных обществ, которые составлялись под явным воздействием бельгийского законодательства.
Внимание Вместе с тем люксембургские законы по вопросам деятельности сельскохозяйственных кооперативов (1900, 1915, 1945) признаются совершенно самостоятельными. Мало того, они оказали известное влияние на право других государств.
В 1973 г. проведена существенная реформа всего законодательства о компаниях.
Люксембург
Процедура принятия законов следующая: прежде чем поставить на ание тот или иной законопроект, Палата депутатов должна направить его для рассмотрения в специально созданные секции. После того как члены секции дадут свое заключение, законопроект выносится на ание.
В случае принятия закона Палатой депутатов он должен быть утвержден Великим герцогом и подписан министром, к компетенции которого относится. По общему правилу, закон считается вступившим в силу через три дня после его опубликования.
Важно Правительство Люксембурга осуществляет исполнительную власть, формально принадлежащую Великому герцогу. Фактически оно проводит всю внутреннюю и внешнюю политику.
Правительство состоит из председателя, который именуется Государственным министром, и министров. Правительство должно состоять не менее чем из 3 человек.
Члены Правительства не могут быть депутатами парламента.
Форма правления люксембурга
Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров.
Ст.
93 Президент Республики Узбекистан назначает и освобождает от должности премьер-министра, первого заместителя, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением в Олий Мажлис … Представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда… Ст.78 К исключительным полномочиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся : принятие законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений, утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей. 5.
Государственное устройство. люксембург — унитарное государство
По производству стали на душу населения страна занимает первое место в мире. Последнюю домну погасили в 1997 г., и сейчас сталь выплавляют в электропечах.
В промышленности сильные позиции имеет иностранный капитал.Сельское хозяйство. В аграрном секторе занято только 5% рабочей силы. Продуктами сельского хозяйства является овес, картофель, ячмень, розы, фрукты, вина. По объему товарной продукции растениеводство значительно уступает животноводству. Разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней и т.д. Фермы бывают смешанного типа.
Люксембург (государство)
Конституция Австрии — парламентарная конституция. Из вводной статьи: « … Австрия — парламентарная демократическая республика. Глава государства — Федеральный президент, избранный с 1945 г.
Федеральным собранием (Национальным и Федеральным советами на совместном заседании), а с 1957 г. избирающийся народном федерации на основе тайного ания … » Ст.19. 1.
Высшим органом исполнительной власти является Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель.
2.
Деятельность перечисленных в абзаце 1 лиц и иных должностных лиц публичных учреждений в частном хозяйстве может быть ограничена федеральным законом. Ст.68. 1. Федеральный президент за осуществление своих функций несет перед федеральным собранием ответственность, предусмотренную ст.142. Ст.67. 1.
Классификация конституции Республики Узбекистан 1. По времени действия. Конституция Узбекистана — постоянная конституция. 2.
По субъекту принятия. Конституция Узбекистана — народная. «Народ Узбекистана, … принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан ». 3. По политическому режиму. Конституция Узбекистана — демократическая конституция.
Ст.24 Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.
Ст.
30 Все государственные органы, общественные объединения и Должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Ст.
32 Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Нидерландами; с 1948 г. он входит вместе с Бельгией и Нидерландами в экономическое объединение Бенилюкс. После образования самостоятельного государства в Люксембурге продолжали действовать Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. и другие французские кодексы.
Лишь со временем некоторые из них были заменены новыми законодательными актами, нередко, однако, ориентированными на те же французские кодексы.
Правовые отношения в Люксембурге регламентируются не только принимаемыми парламентом законодательными актами, но и постановлениями, издаваемыми Великим герцогом в порядке делегированного законодательства.
Гражданское и смежные с ним отрасли права Гражданский кодекс Наполеона продолжает действовать в Люксембурге, причем здесь он подвергся даже меньшим исправлениям и дополнениям, чем в самой Франции. Это относится, в частности, к положениям о браке, семье, наследовании и др.
Довольно большое развитие уже в XX в. в стране получило социальное законодательство. В 1901-1911 гг. введено страхование от болезней, от несчастных случаев на производстве, выплата пенсий по инвалидности и по старости, в 1921 г.
— выплата (в течение некоторого времени) пособий при «вынужденной безработице» для некоторых профессиональных групп, впоследствии постепенно распространившаяся на более широкие слои населения. В 1925 г. был издан Кодекс социального страхования. Трудовые отношения служащих частных учреждений регулируются особым законом 1919 г.
(с последующими изменениями 1937, 1962 гг. и др.). В 1945 г. издан Указ Великого герцога об учреждении национальной согласительной службы, надзирающей за заключением и выполнением коллективных трудовых договоров, а в 1965 г. издан Закон о коллективных трудовых договорах, подробно регулирующий все связанные с этим вопросы.
Существенное влияние на развитие права и судебной системы оказали конкретные исторические условия, предшествовавшие получению Люксембургом независимости, а также позднейшие события в истории государства: в 1794-1814 гг.
территория страны была оккупирована Францией, и на ней действовали французские законы; долгие десятилетия Люксембург был связан таможенными и другими союзами с Бельгией либо германскими государствами; в 1815-1890 гг. находился в личной унии с Нидерландами; с 1948 г. он входит вместе с Бельгией и Нидерландами в экономическое объединение Бенилюкс.
После образования самостоятельного государства в Люксембурге продолжали действовать Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. и другие французские кодексы. Лишь со временем некоторые из них были заменены новыми законодательными актами, нередко, однако, ориентированными на те же французские кодексы.
Люксембург форма административно-территориального устройства
В случае принятия закона Палатой депутатов он должен быть утвержден Великим герцогом и подписан министром, к компетенции которого относится. По общему правилу, закон считается вступившим в силу через три дня после его опубликования.
Правительство Люксембурга осуществляет исполнительную власть, формально принадлежащую Великому герцогу. Фактически оно проводит всю внутреннюю и внешнюю политику. Правительство состоит из председателя, который именуется Государственным министром, и министров.
Правительство должно состоять не менее чем из 3 человек. Члены Правительства не могут быть депутатами парламента. Каждый министр, как правило, руководит несколькими министерствами. За свою деятельность Правительство отвечает перед Палатой депутатов.
С целью оказания помощи Правительству государством создан институт советников Правительства.
Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным анием. Не позднее десяти дней после сформирования Правительство представляется палатам для получения доверия.
Голосование одной или обеих палат против какого-либо предложения Правительства не обязательно влечет его отставку. Резолюция недоверия должна быть подписана не менее одной десятой членов палаты и не может быть поставлена на обсуждение ранее, чем по истечении трех дней с момента ее внесения.
5.
По форме территориального устройства. Конституция Италии — конституция унитарного государства. Ст.114 Республика делится на области, провинции и коммуны.
Ст.
133 Изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом Республики по инициативе коммун и после консультации с этой областью.
Источник: https://civilist-audit.ru/lyuksemburg-forma-territorialnogo-ustrojstva/
Политический режим в люксембурге
Формой правления герцогства Люксембург является конституционная монархия. Основным документом государства есть Конституция, которая была создана еще в 1868 году, но с того периода в нее много раз вносились изменения. С 2000 года страну возглавляет Великий Герцог – Анри.
Герцог назначает министров, созывает сессии Парламента, также при необходимости может распустить его.
Некоторые судебные обязательства также лежат на нем.
Королевская семья Люксембурга является символом стабильности, единства, и независимости. Инфо Правительству право при желании отказаться от части национального суверенитета и передать его так называемым наднациональным органам.
Великое Герцогство Люксембург и Европейский Союз
Действующая Конституция Люксембурга принята 17 октября 1868 г.
С тех пор в нее были внесены важные изменения. Так, в 1919 г. было установлено, что суверенная власть исходит от народа, аннулированы все секретные договоры, введено всеобщее избирательное право на основе пропорционального представительства.
«Осуществление прерогатив, — было записано в законе, — предоставленных Конституцией законодательной, исполнительной и судебной властям может быть временно возложено на учреждения международного права»
.
Конституция 1868 г. объявила Великое герцогство Люксембург конституционной монархией.
Люксембург Великое герцогство Люксембург
Все страны мираВарламова Татьяна Константиновна Люксембург Великое герцогство Люксембург Дата создания независимого государства: 1890 г.Площадь: 2586 кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 3 округа (Люксембург, Дикирх, Гревенмахер), 12 кантонов, 126 коммунСтолица: ЛюксембургОфициальные языки: немецкий, французский, люксембургскийДенежная единица: евроНаселение: 462,7 тыс.
(2005)Плотность населения на кв. км: 178,9 чел.Доля городского населения: 89 %Этнический состав населения: люксембуржцы (90 % населения), выходцы из других стран ЕвропыРелигия: доминирует католическое христианствоОснова экономики: промышленностьЗанятость населения: в сфере услуг – 51 %; в промышленности – ок. 40 %; в сельском хозяйстве – ок.
9 %ВВП: 32,3 млрд USD (2007)ВВП на душу населения: 70 тыс. USDФорма государственного устройства: унитаризмФорма правления: конституционная монархияЗаконодательный
Особенности партийной системы
/ / / — В Люксембурге действует многопартийная система, которая открыта для вхождения в неё новых партий.
Политическую активность проявляют не менее 8 партий, что по типологии Дж. Сартори позволяет охарактеризовать партийную систему Люксембурга как систему крайнего плюрализма. Голосование на парламентских выборах в Люксембурге осуществляется по пропорциональной системе с использованием партийных списков.
С 2007 года в стране действует закон о государственном финансировании политических партий.
ХСНП — консервативная партия христианско-демократического толка.
Люксембург политический режим
Люксембург — конституционная монархия.
В стране действует Конституция 1868 (в неё временами вносятся дополнения и исправления). Административно страна разделена на три округа: Дикирх, Гревенмахер, Люксембург.
Наиболее крупные города (1999): Люксембург, Эш цур Алцетте (24,9 тыс.
чел.), Дюделанж (17,1 тыс.чел.).
Глава государства — законный наследник П.Гюллойм — взошёл на престол 7 октября 2000.
Выборы 60 депутатов в однопалатный парламент (палату депутатов) происходят путём прямого народного ания (на срок 5 лет, последние состоялись 13 июня 1999). Действует также Государственный совет (21 член), предоставляющий рекомендации для палаты депутатов. Этот орган комплектуется главой государства, но по рекомендации премьер-министра.
На последних выборах в парламент вошли представители 6 партий: Христианско-социальной партии (CSV) — 29,79%, Люксембургской социалистической рабочей партии (LSAP) — 23,75%, Демократической партии (DP) — 21,58%, Действующего комитета демократии и справедливости (ADR) — 10,36%, Партии «зелёных» (GP) — 9,09%, Марксистской и реформистской коммунистической партии (LEFT) — 3,77%.
Государственное устройство.
Люксембург — унитарное государство
133 Люксембург — унитарное государство.
Страна разделена на 3 округа, округа, в свою очередь, — на кантоны. Представительных органов в этих административных единицах нет, и функции местной администрации исполняются высшими должностными лицами, назначаемыми Правительством: в округах- комиссарами, в кантонах — бургомистрами.
Действующая Конституция Люксембурга принята 17 октября 1868 г. С тех пор в нее были внесены важные изменения. Так, в 1919 г. было установлено, что суверенная власть исходит от народа, аннулированы все секретные договоры, введено всеобщее избирательное право на основе пропорционального представительства.
В 1948 г. был существенно расширен список демократических прав и свобод граждан Люксембурга.
В частности, провозглашались новые социально-экономические свободы. Декларация о пересмотре Конституции от 29 апреля 1954 г.
Возможно Вас так же заинтересует:
Источник: http://obrazovanie-nogliki.ru/politicheskij-rezhim-v-ljuksemburge-86061/
Люксембург форма государственного устройства
Формой правления герцогства Люксембург является конституционная монархия. Основным документом государства есть Конституция, которая была создана еще в 1868 году, но с того периода в нее много раз вносились изменения. С 2000 года страну возглавляет Великий Герцог – Анри.
Согласно законам государства, герцог выполняет следующие функции: представляет страну на международной арене, заключает договора, также совместно с Парламентом может вводить военные действия или объявлять перемирие.
Герцог занимается назначением и увольнением состава Правительства, утверждает и обнародует законопроекты. Герцог назначает министров, созывает сессии Парламента, также при необходимости может распустить его. Некоторые судебные обязательства также лежат на нем.
Королевская семья Люксембурга является символом стабильности, единства, и независимости.
Государственное устройство и политическая система люксембурга
Доменная зона Люксембурга: .lu Телефонный код Люксембурга: 352 (как позвонить в Люксембурга) С какими странами граничит Люксембург: Бельгия, Германия, Франция Внутренняя политика Люксембург является конституционной монархией. Глава страны – великий герцог.
Согласно главному документу страны, именно он осуществляет исполнительную власть, утверждает законы, назначает членов правительства, командует армией Люксембурга, заключает все международные договоры. Но фактически основная власть принадлежит правительству государства, а не герцогу. Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из одной палаты.
Депутаты избираются на свои должности населением путем прямых выборов сроком на пять лет. Количество депутатов от кантона пропорционально численности населения.
Избирательное право в Люксембурге с 18 лет.
Люксембург — унитарное государство. Страна разделена на 3 округа, округа, в свою очередь, — на кантоны.
Представительных органов в этих административных единицах нет, и функции местной администрации исполняются высшими должностными лицами, назначаемыми Правительством: в округах- комиссарами, в кантонах — бургомистрами.
Действующая Конституция Люксембурга принята 17 октября 1868 г.
С тех пор в нее были внесены важные изменения. Так, в 1919 г. было установлено, что суверенная власть исходит от народа, аннулированы все секретные договоры, введено всеобщее избирательное право на основе пропорционального представительства. В 1948 г. был существенно расширен список демократических прав и свобод граждан Люксембурга. В частности, провозглашались новые социально-экономические свободы.
Декларация о пересмотре Конституции от 29 апреля 1954 г.
Источник: https://sv-groups.ru/lyuksemburg-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva/
Унитарное государство – определение, виды и признаки, примеры стран
Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований.
Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент.
До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.
Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.
Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе.
Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор.
Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.
Общие понятия
Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан.
У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления.
Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.
Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:
- Определенная территория, имеющая границы и население, подлежащее его юрисдикции.
- Суверенитет — другие страны не имеют права влиять на его внутренние дела и внешнюю политику.
- Наличие институтов, через которые осуществляется государственная власть — армии, судов и прокуратуры, органов налогообложения и правопорядка.
- Существование аппарата, наделенного полномочиями для выполнения государственных функций и совершения определенных принудительных действий в отношении своих граждан.
Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.
По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.
Унитарная форма
До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.
Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».
Причины формирования
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей.
Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими.
В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.
Главные признаки
Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:
- единый государственный язык и Конституция;
- общее гражданство;
- отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
- единая денежная единица;
- распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
- единое правовое пространство.
Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.
Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.
Основные виды
Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:
- простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
- сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).
Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства.
Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать.
Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.
Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).
Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).
География стран
УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:
Название | Географические особенности |
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу | Пересекаются экватором |
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь | Находятся в Европе |
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам | Азиатские страны |
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер | Страны Африканского континента |
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия | Северная и Южная Америка |
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити | Островные страны |
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия | Не сообщающиеся с Мировым океаном |
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея | Омываются водами Тихого океана |
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш | Имеют выход к Индийскому океану |
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия | Лежат на побережье Атлантического океана |
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль | Выходят на берега двух океанов |
На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.
Федеративное устройство
Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации.
Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования.
Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:
- Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
- Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
- СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
- Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
- ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
- Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
- СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.
Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии.
Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции.
Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.
По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:
- симметричные;
- асимметричные.
В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.
Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.
На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.
Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/unitarnoe-gosudarstvo.html