- Что такое согласие на передачу персональных данных третьим лицам?
- Зачем передавать персональные данные третьим лицам?
- Особенности оформления согласия на передачу персональных данных третьим лицам
- Трансграничная передача персональных данных: что это
- Что такое трансграничная передача персональных данных
- Правила трансграничной передачи данных
- Подведем итоги
- Правила трансграничной передачи персональных данных по GDPR
- «Кодекс поведения»
- «Стандартные положения о защите данных» (StandardContractualClauses,SCC)
- «Обязательные корпоративные правила» (BindingCorporateRules,BCR)
- Административные штрафы за нарушение правил трансграничной передачи данных
- Какой подход выбрать?
- Оформление трансграничной передачи данных по GDPR. Часть 1 – DPO
- Тезис 1. Сбор — не передача
- Тезис 2. Трансграничный сбор оформлять как передачу не надо
- Тезис 3. Оформляются только передачи за границу ЕС
- Разбор действия Главы V на конкретных примерах
- Трансграничная передача персональных данных это: правила передачи данных и возможные ограничения
- Что такое трансграничная передача данных
- Ограничения
- Передача данных небезопасным странам
- Порядок трансграничной передачи данных
- Уведомление Роскомнадзора
- Информирование субъекта ТППД
- Составление нормативных документов
- Заключение договора с посредником
- Защита канала
- Нововведения
- : Что такое персональные данные
Что такое согласие на передачу персональных данных третьим лицам?
При взаимодействии с разными организациями граждане подписывают согласие на обработку своих персональных данных. Одним из пунктов такого документа является согласие на передачу своих персональных данных оператором третьим лицам (третьей стороне).
Зачем передавать персональные данные третьим лицам?
Третьими лицами могут быть организации или сотрудники оператора обработки персональных данных, которые участвуют в правоотношениях гражданина (субъекта данных) и оказывающей услуги организации.
Третьи лица могут выполнять непосредственные обязанности по договору (например, по трудовому договору), а также оказывать дополнительные услуги, сопутствующие или дополнительно возникающие при реализации условий договора.
Многие организации гордятся своими дополнительными трудовыми условиями под названием “социальный пакет”.
В социальный пакет может входить дополнительное медицинское обслуживание, спортивный отдых, обеспечение досуга сотрудников и многое другое, что является дополнительным и может обеспечиваться сторонними организациями, которым потребуются персональные данные сотрудников. Организация, в которой сотрудники работают, может передать их персональные данные на основании разрешения о передаче этих данных третьим лицам.
Передача данных третьим лицам в трудовых отношениях может быть осуществлена при использовании работодателем услуг кадрового или бухгалтерского аутсорсинга, проведении исследований эффективности менеджмента сторонними специалистами и другое.
Третьим лицам не нужно получать разрешение на обработку персональных данных у сотрудника организации, передавшей его данные в связи с какой-нибудь целью.
Особенности оформления согласия на передачу персональных данных третьим лицам
О чем не нужно волноваться?
Иногда субъект персональных данных опасается того, что выдавая разрешение на передачу персональных данных третьим лицам организация сразу начнёт их распространять, вплоть до продажи разным организациям – это ошибочное мнение.
В Федеральном законе “О персональных данных” закреплён принцип целевой обработки данных – это означает, что при получении согласия на обработку персональных данных оператором должны быть обозначены цели, в соответствии с которыми возможна обработка.
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ.
Оператор обработки персональных данных не может передавать персональные данные граждан любым третьим лицам по любому запросу, а может осуществлять только передачу данных для целевых обработок, обозначенных при заключении договора и получении согласия субъекта на обработку персональных данных.
Условия передачи персональных данных третьим лицам должны быть указаны конкретно и полно в тексте письменного согласия. В таком согласии должно быть указано каким организациям и в каких целях будет передаваться персональная информация. Любая передача данных, являющаяся дополнительной для осуществления правоотношений (трудовых, гражданских), должна быть сформулирована в тексте согласия.
Если в тексте согласия указано просто “передача данных третьим лицам”, то это неполная формулировка условий обработки данных, которая может подразумевать передачу персональных данных только для выполнения существенных условий договора (трудового или гражданского).
Существенными условиями являются такие условия, без которых невозможна реализация правоотношений по заключённому договору.
Для получения организацией данных о сотруднике или клиенте другой организации (проверка данных) или передаче персональных данных по запросу другим организациям нужно письменное согласие этого сотрудника или клиента, позволяющее установить факт информированности субъекта о целях и объеме передачи его персональных данных.
Дополнительные материалы по теме этой статьи:
- Можно ли уволить работника за отзыв согласия на обработку персональных данных?
- Что нужно знать об управлении согласием на обработку персональных данных?
5 марта 2020 года (редакция текста 28 июня 2020 года).
юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).
Источник: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/chto-takoe-soglasie-na-peredachu-personalnyh-dannyh-tretim-licam-5e60e78397b4e60aa6191588
Трансграничная передача персональных данных: что это
Многие из нас порой сталкиваются с явлениями, которых ранее никогда не встречали. Одним из таких явлений можно назвать трансграничную передачу данных – это пересылка сведений, проходящая в особенном формате.
Каком именно, при каких условиях и многое другое – вопросы, которые часто интересуют специалистов, работающих в сфере обеспечения информационной безопасности.
Давайте разберем данную информацию в представленном материале, и ответим на давно интересующие вас вопросы.
Трансграничная передача персональных данных: что это
Что такое трансграничная передача персональных данных
В первую очередь необходимо разобрать, что же таит в себе это непонятное для многих явление – трансграничная передача персональных данных.
Так, под данным термином кроется такая передача персональных данных, при которых оператор направляет их непосредственно через государственную границу нашей страны, при этом, адресатом данной передачи является:
- какой-либо орган властной структуры иного государства;
- физическое лицо иностранного государства;
- юридическое лицо.
Вопрос, касающийся передачи данных через границу, поднялся тогда, когда началось объединение государств Европы. В то время необходимо было сделать следующее:
- создать унифицированное законодательство в данной области;
- узаконить передачу данных через границы различных государств.
Персональные данные могут в некоторых случаях передаваться без разрешения на то их субъекта
Благодаря возникновению перечисленных необходимостей, произошло создание так называемой Конвенции, которая урегулировала общие вопросы относительно данного явления.
Однако, требовалось также решить вопрос с защитой персональных данных, точнее, с сохранением ее на должном уровне после того, как они окажутся на территории иностранного государства. Дело в том, что:
- гражданин конкретной страны имеет реальную возможность отстоять свои права и интересы, находясь на территории государства, к которому он принадлежит;
- при этом, шансы на осуществление защиты интересов на территории иной страны в реальности крайне малы, сделать это представляется практически невозможно.
Правила трансграничной передачи данных
Каким же образом происходит осуществление так называемой трансграничной передачи информационных сведений?
Какие правила регулируют проведение данной процедуры?
На этот вопрос отвечает одна из статей Федерального закона №152, посредством которого осуществляется регулирование связанных с персональными данными нюансов. Давайте рассмотрим обозначенные в ней установки.
1.
Прежде чем начать проводить передачу данных, входящих в категорию персональных, через государственную границу, оператор, на которого возлагается данная задача, обязан убедиться в том, что принимающее сведения иностранное государство, через границу которого также будут переданы интересующие нас сведения, находится в процессе обеспечения адекватной защиты прав, имеющихся у субъекта искомых персональных данных.
2.
Передача персональных сведений, осуществляемая через государственные границы на территорию иностранного государства, которое находится в процессе обеспечения так называемой адекватной (соответствующей требованиям ситуации) защиты прав субъекта рассматриваемых персональных данных, должна в обязательном порядке проводиться согласно Федеральному закону № 152. При этом, такая передача может:
- запрещаться;
- ограничиваться.
Целью создания таких ограничений и запретов является защита:
- основ, на которых был создан конституционный строй нашей страны;
- нравственности;
- прав населения нашего государства;
- здоровья населения Российской Федерации;
- законных интересов граждан нашей страны
- обеспечения на должном уровне оборонительной способности и безопасности государства.
3. Осуществление передачи персональной информации трансграничного типа на территорию иностранного государства может производиться без создания и обеспечения адекватного уровня защиты только в тех случаях, когда:
- так называемый субъект персональных данных (физическое лицо, которое имеет к искомым данным прямое или косвенное отношение) дал письменное согласие на осуществление такой их передачи;
- такой тип передачи предусматривается согласно заключенным Российской Федерацией международным договорам касательно вопросов о выдаче так называемых виз;
- когда данные обстоятельства передачи персональных данных предусматриваются заключенными нашей страной международными договорами об оказании помощи гражданам по делам правовой, семейной, уголовной и гражданской категорий;
- при условии, когда данные обстоятельства передачи предусматриваются на федеральном уровне, при наличии необходимости осуществить передачу ради защиты государства, обеспечения его оборонительной функции, и протекции конституционного строя Российской Федерации;
- для исполнения заключенного на официальном уровне договора, одной из сторон которого является субъект, имеющий к искомым персональным данным прямое или косвенное отношение;
- ради защиты здоровья, жизни или интересов субъекта персональных данных, представляющихся жизненно важными, а также ради защиты тех же наименований относительно иных лиц, при условии, что не имелось возможности получить от них письменное подтверждение и разрешение на передачу сведений.
Как видите, список исключений довольно широк, однако, необходимо отметить, что каких-либо противоречий он не вызывает, так как обоснованность каждого из пунктов вполне очевидно.
Федеральный закон «О персональных данных». Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
Что же касается правил передачи, при которых не учитываются из ряда вон выходящие обстоятельства, то есть, пересылка сведений в другое государство производится в обычном режиме, чтобы организовать достойный (адекватный ситуации) уровень защиты сведений, необходимо проводить комплексные мероприятия различного типа, которые входят в основную часть работ, направленных на создание безопасной передачи персональных данных. Для этого разрабатываются следующие документы.
1.
В первую очередь происходит разработка общих положений компании, а именно:
- определяется ее организационная структуры;
- разрабатывается список стран, в которые будет осуществляться передача персональных данных;
- определяются цели передачи и приема с последующей обработкой передаваемых сведений за границей.
2.
Далее осуществляется разработка и определение так называемых правовых обоснований передачи сведений персональной категории через границу, которые воплощаются в виде нормативно-правовой документации, которую в дальнейшем используют в качестве руководства.
3. Производится подробное описание объекта, подлежащего защите.
4. Устанавливаются конкретные характеристики пересылаемых персональных сведений, то есть определяются:
- категории пересылаемых в иностранное государство персональных данных;
- категории субъектов данных сведений;
- методики обработки данной информации, которые могут быть полностью автоматизированным, не автоматизированными, или комбинированными.
5. Также осуществляется разработка регламента обеспечения безопасного взаимного обмена данными интересующей нас категории с иностранными представительствами компании:
- описывается информационная система персональных данных, из которой осуществляется передача сведения;
- описывается информационная система персональных данных, в которую осуществляется передача данных;
- устанавливаются каналы передачи сведений;
- определяются стандарты пересылки сведений;
- прописываются протоколы передачи данных и тому подобное.
6. Производится подробное описание:
- мероприятий, направленных на обеспечение должного уровня защиты данных;
- средств, которые используются с той же целью (технические, в том числе из категории криптографических).
7. Также определяется состав законодательных актов иностранного государства, в которое осуществляется пересылка сведений, относительно вопросов, которые отражают защиту персональных данных.
8. Также разрабатываются заключительные положения. Какие шаги это в себя включает, рассмотрим в нижеследующей таблице.
Таблица 1. Этапы разработки заключительных положений
В первую очередь происходит разработка обязательств зарубежного филиала организации соблюдать законодательные установки, связанные с обработкой персональных данных государства, на территории которого он расположен. | Во вторую очередь устанавливаются обязательства, касающиеся обеспечения требуемого уровня защиты сведений персональной категории, которые зарубежными филиалами принимаются и обрабатываются. | Проставляются подписи лиц, состоящих: |
Подведем итоги
Преимущества такой тщательной подготовки состоят в том, что при передаче персональных данных уменьшается риск проявления каких-либо угроз в их сторону за счет существующего руководства, положения которого определены довольно четко.
Кроме того, происходит повышение ответственности лиц, занимающих какую-либо должность, и отвечающих за соблюдение определенных на законодательном уровне норм информационной безопасности.
Надеемся, понятие трансграничной передачи данных стало вам немного более понятным. При условии, что остались какие-либо «белые пятна», мы рекомендуем вам еще раз прочесть данный материал, или обратиться к более подробным руководствам, описывающим данное явление.
Передача сведений через государственные границы проводится согласно законодательным нормам
Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/transgranichnaya-peredacha-personalnyh-dannyh-eto.html
Правила трансграничной передачи персональных данных по GDPR
РынокБезопасность
| 12.04.2019
Уже долгое время европейский «Регламент защиты персональных данных» (GeneralDataProtectionRegulation, GDPR) не сходит с первых позицийсредисамых обсуждаемых вопросов, волнующих компании всего мира. Такое внимание документ получил благодаря экстерриториальности действия и крайне высоким штрафам за несоответствие его требованиям.
Некоторые российские компании ввиду особенностей своего бизнеса также попали под регулирование GDPR, и, соответственно, соблюдение его требований становится для них одной из приоритетных задач.
Яркий тому пример – Сбербанк, где особое внимание уделили вопросам трансграничной передачи данных ввиду наличия дочерних обществ на территории ЕС.
В частности, были детально проанализированы способы организации трансграничной передачи персональных данных, установленные GDPR.
Приведенный в настоящей статье анализ поможет многим российским компаниям найти правильный подход к выбору условий передачи персональных данных между компаниями, входящими в международную группу.
На сегодняшний день РФ не входит в список стран, гарантирующих, по мнению Европейской комиссии, надлежащий уровень защиты физических лиц при обработке их персональных данных [ЕК включила в него такие страны, как Андорра, Аргентина, Канада (только коммерческие организации), Фарерские острова, Гернси, Израиль, остров Мэн, остров Джерси, Новая Зеландия, Швейцария, Уругвай и США (если обработчик принадлежит Privacy Shield). Официальный сайт Еврокомиссии – https://ec.europa.eu/] В этой связи международные российские компании, которые имеют дочерние общества или аффилированные лица на территории ЕС, вынуждены на постоянной основе использовать такие механизмы трансграничной передачи данных, которые соответствуют установленным GDPR принципам их обработки и гарантируют их надлежащую защиту.
До выхода GDPR, когда европейское законодательство не носило экстерриториального характера, крупные российские компании выстраивали процесс передачи персональных данных путем заключения договора на передачу и договора на обработку данных.
Сегодня же им следует пересмотреть свой подход с учетом механизмов соблюдения соответствующих гарантий, предусмотренных нормами GDPR: среди них «Кодекс поведения», «Обязательные корпоративные правила» (Binding Corporate Rules), «Стандартные положения о защите данных» (Standard Contractual Clauses), «Сертификация».
1
Механизмы обеспечения соответствующих гарантий при трансграничной передачи персональных данных поGDPR
«Кодекс поведения»
«Кодекс поведения» представляет собой совершенно новый механизм, устанавливающий конкретные правила защиты данных в определенном секторе.
Такой документ разрабатывается торговыми ассоциациями или объединениями, например, представляющими банковский сектор, по согласованию с заинтересованными сторонами – участниками рынка, после чего утверждается европейским регулятором (Data Protection Authority) и главным надзорным органом ЕС по защите данных (European Data Protection Board).
На сегодняшний день такой кодекс отсутствует в каком-либо секторе деятельности, поэтому рассматривать его как возможный механизм, позволяющий гарантировать надлежащий уровень защиты персональных данных, нецелесообразно в ближайшие 3–5 лет. Инициативы разработки аналогичного документа известны лишь в сфере облачных вычислений и в фармацевтической промышленности.
«Стандартные положения о защите данных» (StandardContractualClauses,SCC)
Этот документ разработан задолго до вступления в силу GDPR. Планируется, что обновленные формы уже в соответствии с требованиями GDPR будут опубликованы на сайте ЕС в ближайшее время.
Особенность таких положений заключается в том, что форма является дополнением к главному договору и в нее нельзя вносить изменения. Многие российские компании в рамках трансграничной передачи данных уже используют SCC в качестве приложения к основному договору, предусматривающему передачу данных.
Стандартные положения SCC бывают двух видов:
· «Контролер – Обработчик»,
· «Контролер – Контролер».
Форма «Контролер– Обработчик» подразумевает, что контролер поручает обработку персональных данных обработчику согласно целям, определенным контролером.
Форма «Контролер – Контролер», в свою очередь, предусматривает, что каждая сторона самостоятельно определяет цель и средства обработки персональных данных.
SCC детально описывает потоки данных, а также технические и организационные меры безопасности.
Стандартные положения SCC отлично подходят в случае с малым и средним бизнесом.
Для компаний-гигантов такой подход представляется не совсем удобным и весьма трудозатратным, поскольку порядок передачи данных в условиях стремительного развития цифровых технологий и постоянного изменения бизнес-процессов подразумевает необходимость заключения бесчисленного количества приложений к SCC с детальным и точным описанием потоков данных.
«Обязательные корпоративные правила» (BindingCorporateRules,BCR)
Самым же удобным механизмом трансграничной передачи данных для крупного бизнеса являются «Обязательные корпоративные правила» (Binding Corporate Rules-BCR). Данный документ представляет собой межгрупповой договор (свод правил), закрепляющий правила передачи персональных данных в рамках одной группы компаний.
BCR предоставляет возможность международной группе компаний обмениваться данными в условиях стремительного развития бизнеса без детального описания в заключаемых SCC постоянно увеличивающихся потоков данных.
Помимо повышения качественности трансграничного обмена, общие положения о защите персональных данных, закрепленные в BCR, являются фундаментом единого подхода к обработке и защите персональных данных в группе компаний.
BCR бывает двух типов:
• BCR-C используется в рамках передачи персональных данных от контролера, находящегося на территории ЕС, другим контролерам и обработчикам за пределами ЕС. |
• BCR-P используется в рамках обработки персональных данных, полученных группой (обработчиком) от контролера, учрежденного в ЕС и не входящего в группу. |
Самый распространенный вариант – BCR-C, который позволяет свободно обмениваться персональными данными в рамках одной группы компаний.
Особенность данного документа заключается в том, что для использования в работе группа должна согласовать текст BCR с европейским регулятором и получить подтверждение главного надзорного органа ЕС (European Data Protection Board) (последнее – при необходимости). Организации, имеющие утвержденный европейским регулятором BCR, считаются в ЕС передовыми и надежными по вопросам защиты данных как клиентами и контрагентами, так и европейским регулятором.
На сегодняшний день европейский регулятор утвердил 132 BCR, из которых 20% – финансово-кредитные организации, такие как Citigroup, JPMorgan. Однако в списке организаций, имеющих BCR, отсутствуют российские международные компании, имеющие дочерние общества на территории ЕС.
Это обусловлено тем, что разработка и внедрение единых требований к обработке и защите персональных данных в группе и их дальнейшее практическое применение объективно являются трудоемкой задачей ввиду необходимости анализа и учета требований законодательств, применимых к участникам группы. Для разработки и внедрения BCR российской компании необходимо провести масштабную работу по выработке единых правил, требований и подходов, как организационных, так и технических, к обработке и защите ПДн, обязательных для применения всеми присоединившимися к BCR компаниями.
Тем не менее экстерриториальный характер GDPR заставил задуматься крупные российские компании, чьи дочерние общества и аффилированные лица находятся на территории ЕС, использовать именно такой подход к трансграничной передаче персональных данных в группе.
Преимущество BCR для российской группы компаний заключается не только в том, что такой документ позволит не только обеспечить единый подход к защите ПДн в группе и уменьшить трудозатраты на реализацию договорного сопровождения потоков данных по бизнес-процессам, но и существенным образом повысить уровень доверия европейских контрагентов, клиентов, а также европейского регулятора как к группе компаний, так и к России в целом.
«Сертификация»
Ст. 42 GDPR предусматривает сертификацию на соответствие требованиям GDPR. Эксперты в области защиты персональных данных уже три года ждут новостей о том, что же это за сертификация, какие требования будут предъявляться и как будет проходить процедура сертификации, кто будет аккредитованными компаниями, и т. д.
Согласно положению GDPR, для проведения такой сертификации главный надзорный орган ЕС по защите данных должен аккредитовать консалтинговые и аудиторские компании на проведение таких мероприятий. Однако на сегодняшний день European Data Protection Board не аккредитовал ни одну компанию, не говоря уже о том, что не были выдвинуты требования к таким организациям.
Как и кодексы поведения, вопрос внедрения сертификации и выработки алгоритма действий для организаций, желающих получить подтверждение на соответствие требованиям GDPR, может затянуться на годы.
Административные штрафы за нарушение правил трансграничной передачи данных
Нарушение требований к трансграничной передаче данных с территории ЕС может привести к самым высоким санкциям, достигающих €20 млн или 4% глобального годового оборота компании.
Какой подход выбрать?
На сегодняшний день российские компании имеют два возможных пути правового сопровождения трансграничной передачи данных с территории ЕС в Россию: использование стандартных положений о защите данных SCC или разработка BCR.
Первый подход удобен в следующих случаях:
· когда четко определены процессы, в рамках которых передаются персональные данные.
· когда передача данных имеет постоянный характер и не подвержена многочисленным изменениям в результате внедрения новых бизнес-процессов, что больше свойственно малому и среднему бизнесу.
Разработка BCR, в свою очередь, является более зрелым решением и требует от группы копаний четкого понимания ответственности после принятия и согласования такого документа. При направлении BCR на утверждение европейскому регулятору группа дает гарантию, что организации, входящие в ее состав, следуют единым правилам защиты персональных данных, соответствующим принципам GDPR.
Сбербанк, будучи лидером на российском финансовом рынке, не боится решать новые сложные задачи в части соответствия требованиям европейского законодательства. Очевидная польза разработки и внедрения BCR в группе «Сбербанк» состоит в стандартизации и повышении уровня зрелости процессов обработки и защиты персональных данных во всех организациях, входящих в группу.
При выборе ВCR в качестве правового механизма трансграничной передачи данных компании группы должны быть готовы к тому, что согласование обязательных корпоративных правил может занимать от полугода до полутора лет ввиду очереди из международных компаний со всего мира, нацеленных в полной мере соответствовать требованиям GDPR.
Эльвира ЧАЧЕ,
менеджер Центра организации обработки и защиты персональных данных Сбербанка
кибербезопасность, информационная безопасность
Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы
Sberbank | Сбербанк
Источник: https://www.it-world.ru/it-news/security/144620.html
Оформление трансграничной передачи данных по GDPR. Часть 1 – DPO
В Общем регламенте защиты персональных данных (General Data Protection Regulation — GDPR) Европейский союз закрепил ограничение на экспорт персональных данных за пределы ЕС.
Трансграничная передача в третьи страны возможна лишь при соблюдении Главы V Регламента.
Она содержит ограниченное количество механизмов, направленных на то, чтобы передача в третьи страны не ослабляла уровень защиты персональных данных, гарантированный Регламентом.
Прежде чем разбирать механизмы трансграничной передачи по GDPR, необходимо определиться с понятием трансграничной передачи, а также выяснить, что ею не является.
Тезис 1. Сбор — не передача
На практике очень часто встречается заблуждение, что получение не европейским контролером данных от субъекта, находящимся в Европейском Союзе (далее – ЕС), является трансграничной передачей.
В результате делается ошибочный вывод о необходимости выполнять требования Главы V GDPR “Передача персональных данных в третьи страны или международным организациям”.
Однако получение данных от субъекта не является трансграничной передачей данных и представляет собой не что иное, как сбор данных (data collection).
Британский надзорный орган ICO определяет передачу данных как “намеренную отправку персональных данных или предоставление к ним доступа” (“intentional sending personal data, or making it accessible”)[1].
Data transfer is an intentional sending personal data to another party or making the data accessible by it, where neither sender nor recipient is a data subject. | Передача данных — это намеренная отправка иному лицу чьих-то персональных данных или предоставление этому лицу к ним доступа. |
При этом также очевидно, что передачей данных (data transfer) не является сбор данных (data collection). Об этом свидетельствует и то, что обе эти операции перечислены отдельно друг от друга в определении “обработка персональных данных” в ст. 4(2) GDPR.
Тезис 2. Трансграничный сбор оформлять как передачу не надо
Согласно ст. 44 GDPR и относящейся к ней преамбуле 101 правила Главы V GDPR распространяются именно на передачу. Следовательно, при “трансграничном сборе” данных от субъектов из Европейского союза компанией, находящейся за пределами союза, ей не нужно выполнять требования Главы V GDPR “Передача персональных данных в третьи страны или международным организациям”.
Тезис 3. Оформляются только передачи за границу ЕС
Если данные передаются компании (а не собираются ей), например, она получает персональные сведения из ЕС от своего партнера или заказчика, то Глава V становится обязательной к выполнению благодаря ст. 44 GDPR, которая говорит о передаче в третью страну или международную организацию”.
Следует обратить внимание на направление передачи: из ЕС в третью страну или международную организацию, то есть когда данные экспортируются через внешнюю границу Евросоюза.
Будучи запущенной, глава V продолжит действовать на последующие передачи без учета направления: “уровень защиты физических лиц, гарантированный в Союзе настоящим Регламентом, не должен ослабляться, в том числе в случаях последующей передачи персональных данных из данной третьей страны или международной организации контролёрам, процессорам в той же или другой третьей стране или международной организации” (Преамбула 111 GDPR)
Если же данные, наоборот, передаются в ЕС, требования данной главы Регламента не применяются, хоть на европейского импортера и продолжат действовать требования из других глав GDPR.
Разбор действия Главы V на конкретных примерах
1. Субъект данных и контролер находятся в ЕС. Данные от субъекта напрямую попадают контролеру, например через анкету, заполненную субъектом, на сайте контролера.
Здесь не происходит передачи данных по смыслу Главы V GDPR, так как приведенное в примере движение информации представляет собой сбор данных (data collection).
Следовательно, Глава V не применима.
2. Субъект предоставляет данные контролеру, находящемуся вне ЕС. Как и в прошлом примере имеет место не передача данных, а, если можно так выразиться, «трансграничный сбор данных» . Следовательно, Глава V также не применима.[2]
3. Собрав данные у европейских субъектов, компания-контролер (data controller — “C”), находящаяся за пределами ЕС, передает данные процессору 1-го уровня (data processor — “Р1”), который также находится вне ЕС.Имеет место передача данных, однако данные не движутся через границу ЕС. Следовательно, Глава V также не будет применяться к данной передаче.
4. Предположим, что процессор Р1 из примера выше пользуется европейским облачным сервисом Р2. Как и предыдущем примере имеет место передача данных, но на этот раз они пересекают границу ЕС.
Тем не менее направление, в котором передаются данные: из третьей страны в ЕС. То есть европейская компания является импортером, а не экспортером данных.
Следовательно, Глава V опять не применяется, поскольку она регулирует передачи, где европейская компания выступает в качестве экспортера данных. [3]
5. Процессор второго уровня Р2 (cубпроцессор) решил воспользоваться услугами процессора третьего уровня P3 (суб-суб-процессора), который находится в третьей стране [4]
Данные передаются от Р2 к Р3, то есть с территории Европейского союза — за его пределы. Следовательно, для процессора Р2 начинают действовать правила передачи данных за пределы ЕС из Главы V GDPR.
В частности, действует статья 46 GDPR, в соответствии с которой процессору P2 необходимо найти механизм подходящий для такой передачи.
Скорее всего, это будут Standard Contracrual Clauses (далее – SCC), хотя есть и другие механизмы трансграничной передачи, которые будут рассмотрены в других частях этой статьи.
(В следующей статье я также напишу, почему нынешние редакции SCC для подобных ситуаций не предназначены, но используются).
С этого момента на все дальнейшие передачи данных, где бы она ни происходили, распространяются требования, установленные главой V GDPR. Соответственно, даже если после передачи данных из ЕС в 3-ю страну информация будет передаваться внутри этой 3-ей страны, необходимо будет применять один из механизмов трансграничной передачи данных из ст. 46 GDPR.
(c) Сергей Воронкевич CIPP/E, CIPM, MBA — 12.10.2020
Примечания:
[1] В соответствии с руководством ICO передачу данных (transfer) также следует отличать от транзита данных (transit), когда данные отправляются через какого-то посредника (например, узел сети Интернет) без намерения предоставить посреднику доступ и возможность проводить над данными действия во время данной передачи. [2] Вместе с тем в соответствии со ст. 3(2a) GDPR в на эту обработку по-прежнему будут действовать применимые нормы GDPR, в том числе ст. 28 GDPR, которая обязывает контролера и процессора подписывать Data Processing Agreement (далее – DPA). [3] Как и в предыдущем кейсе, это не отменяет действия GDPR, в частности, потребуется выполнить ст. 28 GDPR, в соответствии с которой необходимо заключение DPA. [4] При выполнении правил ст. 28 GDPR подключение суб-процессора осуществляется с предварительной авторизации (предварительного разрешения) или поставторизации, т.е. процессор каждый раз запрашивает «разрешение» у контролера на такую передачу.Источник: https://data-privacy-office.com/oformlenie-transgranichnoj-peredachi-dannyh-po-gdpr-chast-1/
Трансграничная передача персональных данных это: правила передачи данных и возможные ограничения
Трансграничная передача персональных данных – это весьма непростая процедура, в которой участвуют два государства в целях пересылки определенной информации гражданина одной из стран.
Несмотря на то, что в России на федеральном уровне существует несколько законов, оговаривающих принципы проведения трансграничной передачи данных, на практике этот процесс сталкивается с неизбежными трудностями.
Основной проблемой является обеспечение полной защиты передаваемых сведений, от которой может зависеть не только благополучие субъекта ТППД, но и всего государства, от которого исходит сообщение. О том, как происходит трансграничная передача персональных данных и какие ограничения она предполагает рассказываем далее.
Трансграничная передача персональных данных
Что такое трансграничная передача данных
Под трансграничной передачей персональных данных (далее по тексту ТППД) подразумевается процесс пересылки определенной информации за пределы Российской Федерации в одно из иностранных государств. Пересылка осуществляется операторами и предназначается органам власти, физлицу или юрлицу соответствующей страны.
Наиболее полную информацию о ТППД можно подчерпнуть из третьей статьи ФЗ, посвященной персональным данным и способам их существования в информационном пространстве. Также ТППД затрагивается и сто пятьдесят вторым ФЗ, в котором содержится еще одно определение данного явления.
3 статья ФЗ О персональных данных
Ограничения
Государство имеет право наложить запрет на передачу ПД через границу страны в тех случаях, когда утечка данных будет грозить следующими опасными последствиями:
- нарушения опорных пунктов Конституции;
- посягательства на нравственность;
- возможный ущерб здоровью граждан;
- ущемление прав, а также законных интересов жителей России;
- угроза безопасности страны;
- невозможность осуществить полноценную оборону.
Передача персональных данных через государственные границы сопряжена с рядом опасностей
Во всех прочих ситуациях законодательством не предусматриваются никакие запреты на пересылки ПД.
При этом пересылка эта может адресоваться только тем странам, которые способны обеспечить защиту прав граждан РФ.
К безопасным в отношении передачи данных странам являются те государства, которые считаются сторонами Конвенции или же государства, указанные в специальном перечне, составленном с помощью Роскомнадзора.
Передача данных небезопасным странам
Если же говорить о странах, на которые требования Конвенции не распространяются, то они также могут участвовать в ТППД. Однако для того, чтобы осуществить передачу сведений стране, которая не гарантирует безопасность участникам ТППД, потребуется учесть несколько обязательных пунктов:
- для осуществления передачи данных понадобится согласие от участника ТППД на то, чтобы информация о нем была передана соответствующей стране;
- передача данных должна быть предусмотрена международным договором Российской Федерации;
- передача данных предусматривается ФЗ России в ряде случаев, при которых от пересылки информации зависит сохранение конституционного строя, обеспечение личных интересов граждан, сохранение безопасности в стране и так далее;
- передача данных оговаривается договором, который был заключен с участником ТППД;
- от передачи данных зависит благополучие того, кому эта информация принадлежит (в таких ситуациях от субъекта ТППД даже не требуется получение письменного согласие на пересылку сведений).
При передаче данных в небезопасную страну потребуется предварительное заключение договора
Из всех вышеуказанных пунктов можно сделать вывод о том, что ТППД возможна и при участии стран, не гарантирующих безопасность субъекту передачи данных. Для этого потребуется наличие предварительной договоренности или задокументированного согласия лица, чья сведения будут переданы.
Для стран, гарантирующих субъекту ТППД защиту его прав, подобные соглашения не требуются. Однако в целях безопасности оператор, отвечающих за пересылку сведений должен заблаговременно сообщить субъекту ПД о том, что его данные будут переданы за пределы РФ. При оповещении субъекта учитываются три опорных пункта:
- цели, которые планируется достигнуть путем передачи персональных данных субъекта;
- объем и характер информации, которую собирается отправить оператор;
- получатели персональных данных.
При передаче персональных данных лица, само это лицо должно быть в обязательном порядке оповещено о процедуре
Порядок трансграничной передачи данных
Трансграничная отправка данных является непростой процедурой, предполагающей целый ряд формальных действий, обязательных к исполнению. Для того, чтобы она была осуществлена на законных основаниях, требуются определенные условия.
Таблица 1. Трансграничная передача данных поэтапно
Уведомление Роскомнадзора | Перед отправкой информации в Роскомнадзор отправляется уведомление |
Информирование субъекта ТППД | Субъект должен быть осведомлен в том зачем пересылаются его данное и каков их объем |
Составление оператором нормативных документов | В нормативных документах должна подтверждаться законность проводимой процедуры со ссылкой на соответствующие законы |
Заключение договора с организацией-получателем исходных данных | С посредником оговариваются способы передачи данных и степень их защищенности |
Обеспечение должной защиты канала | Канал, по которому произойдет отправка информации, обязан быть зашифрованным |
О каждом из упомянутых условий мы и поговорим в данном разделе.
Уведомление Роскомнадзора
Роскомнадзор должен быть первой инстанцией, которая будет поставлена в известность о планирующейся трансграничной передаче данных. Для того, чтобы проинформировать Роскомнадзор потребуется:
- направить уведомление, касающееся обработки ПД гражданина РФ;
- перечислить страны, которые примут данное сообщение.
Роскомнадзор должен быть оповещен о предстоящей передаче персональных данных за пределы РФ
Информирование субъекта ТППД
Как уже говорилось, субъект ТППД должен быть оповещен о планирующейся операции еще до того, как она произойдет. Эта информация должна быть зафиксирована в следующих документах:
- политика в отношении обработки персональных данных;
- договор, заключенный с субъектом ТППД;
- любой иной документ, который ставит своей целью донесение до субъекта ТППД планирующейся операции.
В договоре, который адресуется обладателю персональных данных указываются цели трансграничной передачи
Составление нормативных документов
Внутренние нормативные документы, составляемые оператором, осуществляющим передачу данных, должны включать в себя следующие детали:
- правовую основу, позволяющую проводить ТППД. Под правовой основной подразумевается список конкретных правовых документов, придающих пересылке сведений законный статус;
- регламент, который обеспечивает безопасный обмен персональными данными;
- оглашение списка планируемых мер и способов сохранения персональных данных под защитой (к таким средствам защиты относятся всевозможные средства, обеспечивающие криптографическую защиту данных).
О том, что такое криптографическая защита информации и какие методы она применяет можно прочесть ниже.
Криптографические методы защиты данных
Заключение договора с посредником
Договор с посредником, отвечающим за передачу персональных данных, в обязательном порядке состоит из таких пунктов, как:
- список манипуляций, которые будут осуществляться компанией-посредником с персональными данными;
- цели, в которых будет осуществляться обработка данных;
- обязательства компании-посредника перед Россией и самим субъектом ТППД, заключающиеся в соблюдении принципов конфиденциальности и предоставления полной безопасности субъекту;
- требования защищенности персональных данных, подлежащих обработке. Сама компания-посредник при осуществлении данной процедуры основывается на законодательных нормах, принятых в стране ее расположения.
Компания-посредник должна обеспечить полную безопасность передаваемых данных в силу своих возможностей
Защита канала
Под защитой канала понимается предотвращение всех случайных или злонамеренных попыток получить доступ к охраняемой информации. Особого внимания требует передача данных, осуществляющаяся посредством интернета – в таких ситуациях операторы обязаны использовать специальные способы шифровки сведений.
Иногда допускается практикование средств криптографической защиты, не прошедших необходимую по закону сертификацию ввиду:
- требований, изложенные в Конвенции ETS номер 108, которая налагает запрет на создание ограничений и контролирование циркуляции персональных данных, направляющихся в другие страны, руководствуясь соображениями защиты личной сферы субъекта ТППД;
- присутствия лимитов на вывоз оборудования, в составе которых наличествуют способы шифрования с российских территорий;
- нюансов законодательных норм иностранных государств, которые выступают получателями криптографического оборудования, а также согласование данного вопроса со службами страны, в которую перевозится соответствующее оборудование.
Конвенция 108 EST оговаривает особенности охраны персональных данных
Нововведения
Отдельного внимания заслуживают изменения, которые были внесены Федеральным законом 242 пятилетней давности, дополняющий 152 закон. 242 ФЗ, прежде всего, специализируется на области информационно-коммуникационных сетей, в связи с чем добавляет к уже существующему закону важный пункт. Дополнение это заключается в том, что отныне на операторов возлагаются следующие задачи:
- запись персональных данных;
- систематизация;
- накопление;
- сохранение;
- обновление или внесение изменений по мере необходимости.
Также данный закон предусматривает получение ПД россиян при помощи баз данных, располагающихся на территории данной страны.
242 ФЗ Статья 1
Несмотря на то, что 152 закону удается прояснить некоторые детали, в свое время он породил бурные обсуждения, после которых многие вопросы остаются без ответа и по сей день. Среди таких дискуссионных моментов значатся следующие:
- каково будущее трансграничной передачи персональных данных в контексте новых законов? Запрет, налагаемый на хранение персональных данных всех жителей Российской Федерации, предполагает запрет на саму ТППД, что приводит к сложному выбору;
- как оператор сможет понять, что те или иные персональные данные закреплены за россиянином;
- смогут ли найти «общий язык» 152 закон и Конвенция ETS номер 108? Учитывая взаимоисключающие положения, поиск общих оснований будет даваться нелегко;
- каким образом регуляторы собираются определять физическое местонахождение персональных данных граждан России;
- какое влияние принятый закон будет оказывать на иностранные фирмы, специализирующиеся на обработке персональных данных при опоре на законодательство своей страны и на вышеупомянутую Конвенцию.
На данный момент продолжаются активные обсуждения вопроса о том, как обеспечить безопасную трансграничную передачу данных
В связи с всеобщим недовольством 242 статьей, члены Государственной Думы уже рассматривали возможные поправки и законопроекты, которые смогли бы внести ясность в сложившуюся противоречивую ситуацию. Однако на данный момент у властей нет исчерпывающих ответов на вопрос о том, каким образом будут хранится и подвергаться обработке персональные данные россиян.
Весьма закономерно, что упомянутые сложности поведут за собой неизбежное увеличение издержек для операторов, чьи базы данных находятся за пределами России. Стараясь усилить охрану персональных данных россиян, законодатели тем самым неизбежно сужают возможности ее использования и передачи. В связи с этим многие специалисты советуют операторам переносить свои базы данных на территорию России.
: Что такое персональные данные
Источник: https://yr-expert.com/transgranichnaya-peredacha-personalnyh-dannyh-eto/